Искусственный интеллект: благо или проблема?

Искусственный интеллект: благо или проблема?

В 2020 году Казахстан определил развитие технологии искусственного интеллекта (далее ИИ — авт.) и анализа больших данных как один из основных приоритетов. Через год появился аналогичный кластер. В течение пяти лет планировалось привлечь в отрасль более миллиарда долларов. В конце марта на сайте организации Future of Life появилось письмо, которое подписали глава Tesla, SpaceX и Twitter Илон Маск, сооснователь Apple Стив Возняк и другие, с просьбой ограничить развитие ИИ. Так как прежде, чем двигаться дальше в этом направлении, стоит изучить его влияние на человека. На ум сразу приходит фильм "Я — робот", где было нарушено первое правило робототехники.

Bluescreen.kz обсудили с экспертами, чего в этом вопросе больше: экономики, коммерции или заботы о людях?

Искусственный интеллект — уже не вымысел

Если подойти к определению термина упрощенно, то искусственный интеллект — это система или машина, которая может имитировать человеческое поведение для выполнения задач и постепенного обучения, используя информацию. Стоит заметить, что мечта об интеллектуальных роботах-помощниках возникла задолго до изобретения первых компьютеров. И когда в середине 50-х годов прошлого столетия появились ЭВМ, которые могли безошибочно выполнять множество задач одновременно, это многих поразило.

Отсюда, скорее всего, и начался период зарождения первых технологий искусственного интеллекта. Кажется, сегодня нас уже ничем не удивить. Искусственный интеллект все активнее приходит во все отрасли человеческой деятельности, причем со многими из них, мы сталкиваемся, едва ли не ежедневно. Например, розничные продажи в онлайн-магазинах. ИИ активно осваивает медицину, автоматизирует трудовые процессы.

Существует версия, что интеллектуальные машины помогли Бараку Обаме выиграть вторые президентские выборы. Ну и, конечно, игровая индустрия, где активно применяется ИИ. Эксперты уверяют, что ИИ не предназначен на замену людям. Его целью является расширение человеческих знаний и возможностей, что делает его ценным бизнес-ресурсом.

Людям место останется?

Впрочем, по мнению управляющего партнера компании Strategy Partners Group Александра Идрисова, а это было озвучено еще 2010 году, что в ближайшее время отпадет нужда в водителях общественного транспорта.

  • "Это не я говорю, а ученые. Они уже ездят, первые сертификаты в США получены. Сейчас все быстро происходит, и говорить о том, что пока до нас дойдет, неверно. Это вопрос десятилетия. Как долго мы удивлялись мобильным телефонам? Много преподавателей университетов окажутся без работы, в связи с тем, что сегодня международные университеты дают образование онлайн. Это очень дешево и доступно абсолютно для любого человека. Любой казахстанец может получить образование в Гарвардском университете, окончить курсы-онлайн сегодня", — поделился тогда эксперт.
 Александр Идрисов, управляющий партнер компании Strategy Partners Group.

И заметьте, это было задолго до пандемии. А еще он предрекал проблемы с созданием рабочих мест — и эта тема актуальна в мире.

  • "Пару лет назад я встречался с главой Gallup Джимом Клифтоном, он мне подарил свою книгу "Грядущая война за рабочие места". Опрос компании Gallup в более чем ста странах о том, что волнует человечество, дал удивительные результаты. Люди с доходом от доллара до нескольких миллионов долларов в день хотят одного и того же — хорошей работы. И чтобы дети их имели хорошую работу. Хорошая работа означает постоянная работа. На хорошую работу могут рассчитывать всего 1-2 миллиарда человек. Это означает, что нас ждут довольно сложные времена", — заметил Идрисов.

Получается ИИ вытесняет нас с рабочих мест? Согласно исследованию Всемирного экономического форума, к 2025 году ожидается, что искусственный интеллект автоматизирует 75 миллионов рабочих мест во всем мире, при этом создав 133 миллиона новых. Эта трансформация рынка труда создает как проблемы, так и новые возможности.

Письмо, как предупреждение?

В конце марта на сайте организации Future of Life появилось письмо, которое подписали глава Tesla, SpaceX и Twitter Илон Маск, сооснователь Apple Стив Возняк и другие, с просьбой ограничить развитие ИИ, с целью изучить это направление о его влиянии на человека.

В нем сказано, что современные системы искусственного интеллекта в настоящее время становятся конкурентоспособными с человеком в решении общих задач.

  • "Мы должны спросить себя: должны ли мы позволить машинам наводнять наши информационные каналы пропагандой и неправдой? Должны ли мы автоматизировать все рабочие места, включая те, которые приносят удовлетворение? Должны ли мы развивать не человеческие умы, которые в конечном итоге могли бы превзойти нас числом, перехитрить, устареть и заменить нас? Должны ли мы рисковать потерей контроля над нашей цивилизацией? Такие решения не должны делегироваться не избранным техническим лидерам. Мощные системы искусственного интеллекта следует разрабатывать только после того, как мы будем уверены, что их эффект будет положительным, а риски управляемыми. Эта уверенность должна быть хорошо обоснована и возрастать по мере увеличения масштабов потенциальных последствий системы. Недавнее заявление OpenAI, касающееся искусственного общего интеллекта, гласит, что "в какой-то момент может оказаться важным получить независимую оценку, прежде чем начинать обучать будущие системы, и для наиболее продвинутых усилий договориться об ограничении темпов роста вычислений, используемых для создания новых моделей". Мы согласны. Этот момент наступил сейчас", — указано в письме.

Переживать не за что

Генеральный менеджер "Binance Казахстан" Жаслан Мадиев смотрит на происходящие процессы с профессиональной точки зрения.

 Жаслан Мадиев, Генеральный менеджер "Binance Казахстан".
  • "Для работы в сфере блокчейн-проектов ИИ-системы, безусловно, являются и будут оставаться полезным инструментом для повышения производительности и оптимизации затрат. Методики и ПО на основе искусственного интеллекта в ближайшем будущем, скорее всего, повлияют на подход разработчиков к распределению временных ресурсов. Специалисты смогут уделять больше внимания дизайну концепции, оставляя выполнение кода на стороне ИИ", — отметил спикер.

При этом, он видит в развитии ИИ ряд проблем. Прежде всего, это кадры.

  • "На данном этапе развития искусственного интеллекта кадры в этой области все еще остаются очень востребованными, так как технология до сих пор сильно зависит от людей в области принятия решений. Поэтому для того, чтобы корректировать функции ИИ и предоставлять правильные данные, нужны будут обученные кадры. Что касается оптимизации работы блокчейн-проектов, необходимы специалисты, которые хорошо разбираются именно в этом направлении. Понимая это, в Казахстане мы уже сейчас стремимся запускать образовательные инициативы. Например, в рамках образовательной инициативы Binance и Исследовательской лаборатории "Blockchain Center" планируется подготовить более 40 тысяч специалистов в области блокчейна и комплаенса к концу 2026 года", — подытожил Жаслан Мадиев.

Процесс не остановить

Казахстанский стартап Cerebra занимается разработкой технологий в области искусственного интеллекта с 2018 года. Идея такова: обнаружить инсульт за 10 минут.

Досжан Жусупов, окончивший Бристольский университет, в 2016 году начал заниматься собственными стартапами, связанными с медициной. Первый проект затронул тему система автоматизации предсменных и после­сменных медосмотров работников опасных производств и транспорта. Затем он взялся за раннюю диагностику инсульта. Надо понимать, что без искусственного интеллекта в таких вопросах не обойтись.

Как рассказал в одном из интервью Досжан, его ИИ проводит оценку, оценивает снимок в 3D-координатах, помогает врачам обнаружить три вида ишемического и пять видов геморрагического инсульта и оперативно поставить диагноз в период терапевтического окна. Установив диагноз, доктор выбирает метод лечения. И его разработки уже взяты на вооружение за пределами нашей страны, хотя, поначалу, в них не все верили.

Что касается заявления группы предпринимателей, в том числе Илона Маска, то, по мнению Досжана Жусупова, обращение подписали, но через пару дней выходит новость, что Илон покупает 10 тысяч GPU для инженеров в Twitter, для создания инфраструктуры для глубокого обучения ИИ.

 Досжан Жусупов
  • "Иными словами, это открытое письмо по сути было просто фиксацией факта, что они да выразили обеспокоенность и открыто заявили об этом, но ничего больше. Их планам и идеям это письмо никак не помешало. Мое мнение тоже самое, остановить это уже невозможно, но нужно искать максимальную ценность в развитии этой технологии, например, в медицине, в науке и повышении эффективности труда и т.д.", — считает стартапер.

В том же русле рассуждает и руководитель стартап-программ Yandex Cloud Boost Никита Ражев.

 Никита Ражев, руководитель стартап-программ Yandex Cloud Boost.
  • "Появление LLM моделей не слишком изменило ситуацию на рынке труда для дата-саентистов. Основатели стартапов зачастую платили и платят таким специалистам больше, чем себе, так как конкуренция за них была крайне высокая и до хайпа ИИ. Где мы действительно ожидаем изменения — новая волна AI Native стартапов в Казахстане, которые решают прикладные задачи с помощью Large Language Models. Это, например, модели для оптимизации всех видов расходов и автоматизации задач "белых воротничков". В целом ИИ может решать задачи в разных сферах B2B — поддержка принятия решений в менеджменте, HR, юриспруденция, маркетинге, поддержке клиентов и R&D", — считает спикер.

Что в сухом остатке?

Развитие ИИ — не остановить. Он все сильнее входит в нашу жизнь на самых разных этапах и сферах. Главное помнить правило: лучшее — враг хорошего. К слову, в конце 2018 года по соцсетям разлетелась новость, что от рук роботов в 2017 году пострадали японские ученые, работающие на военную промышленность. Якобы, дошло до летального исхода. Кто-то назвал это фейком, возможно, но вот опровержения официального не было.