Не цепляйтесь за несвоевременные тренды. Выводы MediaHub 2019
Huawei и Beeline организовали очередную встречу для журналистов и обозревателей из IT-отрасли
Мероприятия MediaHub обычно проходят в новых местах - барах, кофейнях. Заведения охотно предоставляют свои площадки. Mr. Beer - это пивной бар, открывшийся на месте обувного магазина Kimex & Grazie на Абылай-Хана, возле кафе "Аврора".
Вполне приятное место для распития пенных напитков в неплохом ассортименте. Лофт и функционализм в интерьере, типичный паб.
О важности работы с бизнесом
Тема встречи: тренды мобильной разработки. Формат MediaHub предполагает выступление приглашенного спикера, а так же небольшие PR-выступления по теме от самих организаторов. К чести Huawei и Beeline, баланс PR и информативности выдержан хорошо. Нет ощущения, что тебя пичкают рекламными сообщениями.
В качестве спикера пригласили Алексея Чувашова, коммерческого директора 65Apps.
Это российская студия мобильной разработки с крупными клиентами, вроде Яндекса, Tutu, World Class и даже нашей Air Astana. Аналитическое агентство Tagline поставило их на 4 место в рейтинге студий разработки в России в 2018 году.
Короче, люди опытные.
Сам спикер заметно нервничал перед незнакомой публикой, к тому же голос был слаб из-за болезни. По этому удержать внимание шумной и веселой компании журналистов и блоггеров ему было сложно. А вот вещи он говорил интересные.
По словам Алексея, на рынке мобильной разработки в последние 2 года главенствуют 4 тренда:
AR/VR (дополненная и виртуальная реальность)
Заказчики, желающие быть в тренде, просят использовать эти технологии при разработке. Давайте вместе с Алексеем разберемся, какие технологии в ближайший год исчезнут, а какие наберут силу.
Эффектно, сложно, бестолково
Если технология не служит целям идеологии и безопасности государства, то на плаву ее держит бизнес. Илон Маск придумал, как заработать на космосе, и в индустрию потек капитал. До этого в космос летали, чтобы показать мощь коммунизма или капитализма. Космос и текущие тренды мобильной разработки объединяет эффектность вида, дороговизна исследований и сложность массовой коммерческой эксплуатации. Дополненная и виртуальная реальность - замечательные технологии, чтобы показать их на выставке. Но запустить их в магазины, дома - вот что сложно. Никто толком не знает, как на этом заработать денег.
Технологии сами по себе дорогие, специалистов в сфере пока мало. Чтобы запустить игру или приложение в VR - требуется мощный компьютер. Либо нужно вставлять телефон в шлем, и получать урезанную версию VR, которой вы явно не будете пользоваться каждый день.
AR же упирается в текущий прогресс энергоносителей. Проекты вроде очков от Google и Microsoft классно смотрелись на выставках, но не нашли места в домах потребителей, или в магазинах у крупных компаний. Изображение, которое они давали, имело много условностей, было неполноценным, быстро сажало аккумулятор очков и телефона, и не давало никаких реальных преимуществ. Достал телефон - и делаешь всё тоже самое, что через очки, но удобней быстрей и дешевле.
В коммерции AR/VR используется для создания компьютерных игр, весьма еще ограниченных по возможностям. Это не "прокаливание" в виртуальную реальность, как говорят маркетологи, а аттракцион для гостей дома.
Дополненную реальность использует IKEA и другие мебельные компании, чтобы пользователь мог расставить виртуальную мебель по реальной квартире и посмотреть, как она будет смотреться. В некоторых салонах красоты можно примерить прическу, бороду или усы, или же определенную одежду без физической примерки. Но и это всё аттракционы, созданные, скорей, маркетинговыми отделами компаний для привлечения внимания.
Медицина на запястье
С носимой электроникой все гораздо лучше, чем с AR/VR. Коммерческих образцов техники много, они активно покупаются и развиваются. Не настолько активно, как многим бы хотелось - бума умных часов не произошло, классика все еще в моде. Но у направления явно большое будущее. И еще больше влияние этого тренда на общество.
Люди начали больше задумываться о своём здоровье, о сердцебиении, о давлении. И, что важно, готовы платить за эти знания, а также за рекомендации на основе этих знаний. Здесь очень кстати пришелся скачок в развитии искусственного интеллекта, который научился делать всё более и более точные предсказания на основании вводных данных. Ваш умный браслет теперь понимает, чем вы занимаетесь в данный момент, и способен дать вам дельные советы на этот счёт. По сути, умная электроника облегчает вам принятия многих решений в жизни.
Сравнительно недавно я присутствовал на презентации проекта, где данные с носимых устройств использовались для составления индивидуальной диеты пользователей приложения. Такого рода услуги набрали огромную популярность в США, где до этого момента услуги по диетологии стоили очень дорого
Прогресс в веб разработке
Представьте, если бы web-версия каждого сайта давала бы опыт, сравнимый с установленным приложением.
Progressive web app - это когда не нужно загружать приложение, просто зашел на сайт - и оно запустилось. Uber даст возможность заказать такси, Starbucks - кофе, Financial Times обеспечит удобство чтения. При таком способе разработки, сайт компании сразу делается совмещенным с мобильным приложением. Пока что такие приложения ограничены - не могут совершать звонки, запускать камеру или разгонять процессор телефона для быстроты работы. Короче, мобильных игр в таком формате пока нет. Но это явно тренд ближайшего будущего.
Меня лично раздражает необходимость установки приложения. Может, мне всего лишь раз его запустить нужно? Весят приложения обычно прилично, несут кучу дополнительных сервисов, загружают телефон. А вот progressive web app выглядит более заманчиво. Создавая такие приложения, компании работают на лояльность своих клиентов в будущем.
Свет мой зеркальце
Массовая истерия по распознанию лица и не думает прекращаться. Тренд за авторством Apple стартовал в 2017 с выходом iPhone X. Его датчики на передней панели быстро узнают лицо хозяина и снимают блокировку телефона.
С одной стороны, люди переживают, что скоро не останется личных данных, которые можно скрыть от крупных корпораций (спойлер: их уже практически не осталось). Разработчики заявляют о несовместимости технологий распознавания и отсутствии стандартов. Крупные компании - об отсутствии кооперации и обмена данными по распознанным лицам. Это еще больше тормозит прогресс.
С другой стороны, за этим трендом угадываются очертания будущего. Отпечаток лица снимается мгновенно, надежней, чем палец или пароль. По сути, процесс обеспечения безопасности стал в разы более естественным. Ты входишь в место, где тебя знают, и охранник тебе кивает. Процесс, которому тысячи лет, только в цифровом виде.
Представьте: вы вошли в автобус, и система автоматом сняла оплату за проезд, увидев ваше лицо. Не нужно брать с собой кошелек и паспорт, все документы уже привязаны к вашему отпечатку лица. Не нужно вшивать чипы под кожу, как показывали в фильмах про будущее. Все проще и гораздо эффективнее.
Но прогресс возможен только, если компании договорятся о единых стандартах безопасности в этой индустрии. Добавив сюда технологии AR, доведенные до ума, мы получим более открытое общество будущего, которое будет использовать естественные методы взаимодействия, реже доставая телефон из кармана. И чаще заглядывая друг другу в глаза.