Облачные технологии — лучший инструмент для дистанционного образования
К середине апреля 2020 года 191 страна объявила о приостановлении обучения в школах и университетах, что затронуло в общей сложности не менее 1,57 миллиарда учеников. Образовательные учреждения начали проводить уроки онлайн. В сложившейся ситуации вскрылись проблемы современного образования.
Как показала практика, многие школы не готовы к дистанционному образованию ни технически, ни физически, ни морально. Процесс обучения, который выстраивался годами, столкнулся с несколькими технологическими вызовами: пиковые нагрузки на информационные системы, хранение и доступность образовательного контента, техническая и методологическая поддержка преподавателей, поиск инструментов для проведения контрольных работ и экзаменов. Учебные заведения оказались в поиске принципиально нового подхода к IT-индустрии, который бы позволил увеличить скорость реакции на окружающие изменения. На помощь пришли облачные технологии.
Облачные технологии снижают финансовую нагрузку
В школах все чаще используются сервисы для совместного хранения и использования учебных материалов, домашних работ, научных и творческих проектов. Облачные технологии применяют для контроля знаний учеников: онлайн-тесты и даже экзамены теперь проводят в самых удаленных уголках страны. Сервисы для планирования взаимодействия уже не ограничиваются школьным расписанием: ученики и учителя все чаще используют платформенные облачные решения для организации внеурочных мероприятий и занятий.
Совершенствование информационных технологий занимает важное место среди многочисленных новых направлений развития образования. Однако затраты на переход к инновационному развитию не должны быть слишком дорогими. Используемые сейчас в школах компьютерные классы, укомплектованные персональными компьютерами, оказываются довольно дорогими при оценке по критерию общей стоимости владения. Исследователи института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании также отмечают, что приобретение и обслуживание компьютерной техники и программного обеспечения в современных образовательных учреждениях постоянно требуют значительных финансовых вложений и привлечения квалифицированных специалистов. И, в данном случае, облачные технологии выступают в качестве инструмента, который снижает расходы.
Преимущества облачных технологий
С помощью «облачных» сервисов можно получить доступ к информационным ресурсам любого уровня и любой мощности, с разделением прав различных групп пользователей по отношению к ресурсам, используя только подключение к интернету. Преимуществами облачных технологий является управление большими инфраструктурами, обеспечение безопасности, отсутствие зависимости от модификаций компьютеров и программного обеспечения. К недостаткам относятся зависимость от наличия и качества канала связи и риски технических сбоев.
Облачные сервисы, можно разделить на три основные категории: инфраструктура как сервис; платформа как сервис; программное обеспечение как сервис. Как пример использования облачных технологий в образовании, можно назвать личные кабинеты для учеников и преподавателей, электронные дневники и журналы, интерактивную приемную, тематические форумы, где ученики могут осуществлять обмен информацией и многое другое. Это и поиск информации, где ученики могут решать определенные учебные задачи даже в отсутствии педагога или под его руководством.
Облачные сервисы
К наиболее популярным облачным провайдерам можно отнести такие, виртуальные хостинги как Amazon, TheRackspace, Google, Microsoft, Joyent, GoGrid, Terremark, Savvis, Verizon, NewServers.
Какие преимущества предоставляют облачные сервисы для образования, рассмотрим на примере Google. Сервисы Google — это web-приложения, предоставляющие участникам образовательного процесса инструменты, которые позволяют повысить эффективность обучения и осуществлять совместную работу. В пакет входит большой набор веб-приложений, в том числе G-mail, Google Диск, Google Календарь, Google Документы, Google Презентации и др.
Использование сервисов Google Документы и Презентации дает возможность осуществлять совместную проектную деятельность в малых и больших группах. Подобная работа позволяет вести групповые обсуждения, осуществлять совместное редактирование в режиме реального времени каждым из участников проекта, при выполнении заданий идет совместная подготовка текстовых файлов и презентаций, публикация результатов работы в интернете в виде общедоступных веб-страниц, выполнение практических заданий на обработку информационных объектов. Аналогичную работу можно проводить и среди педагогов при работе над методической темой образовательного учреждения, обсуждая результаты работы на педагогических советах, методических объединениях и т.д.
С помощью сервиса Google Таблицы можно создавать сводные таблицы и графики с последующим анализом полученных данных, а также отслеживать этапы выполнения каждого задания, проводить индивидуальные и совместные практические работы по различным школьным дисциплинам. Для проверки заданий участник размещает ссылку на выполненную работу. Руководитель оценивает ее, а остальные участники группы могут оставлять комментарии.
Использование сервиса Google Формы предоставляет учителю возможность создавать интерактивные тесты с разными типами вопросов с применением специальных форм в документе, организовать викторину, создать опросы для участников образовательного процесса.
Планирование учебного процесса средствами сервиса Google Календарь позволяет создавать расписание теоретических и практических занятий, консультаций, напоминать о контрольных и самостоятельных работах, сроках сдачи рефератов, проектов, информировать обучающихся о домашнем задании или переносе занятий.
На базе рассмотренных сервисов сформулируем возможности облачных технологий, подтверждающие необходимость их внедрения в образовательный процесс современной школы:
- возможность организации совместной работы учителей и учащихся;
- быстрое включение создаваемых продуктов в образовательный процесс из-за отсутствия территориальной привязки;
- организация интерактивных занятий и коллективного преподавания;
- организация разных форм контроля;
- выполнение учащимися самостоятельных работ, в том числе коллективных проектов, в условиях отсутствия ограничений на «размер аудитории» и «время проведения занятий»;
- создание web-ориентированных лабораторий в конкретных предметных областях;
- интерактивный доступ к инструментам моделирования и информационным ресурсам;
- организация доступа к разработке и распространению прикладных моделей.
Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания. Внедрение облачных технологий снизит затраты на приобретение необходимого программного обеспечения, повысит качество и эффективность образовательного процесса. Распространение облачных вычислений ставит перед образовательной средой задачи интеграции облачных сервисов в систему образовательного учреждения, пересмотра своей IT-инфраструктуры и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.