Образование в Казахстане: ИИ — угроза или помощник для учителей?

Образование в Казахстане: ИИ — угроза или помощник для учителей?

ИИ стремительно меняет облик образования, открывая новые горизонты для обучения, благодаря адаптивным технологиям и персонализированным программам. В нашем интервью мы поговорили с Игорем Сенюшиным, руководителем направления R&D в ЦАРКА, об обучении детей и роли искусственного интеллекта (ИИ) в развитии их технических навыков и мышления. Игорь поделился своим мнением о важности раннего знакомства с ИИ и современными технологиями, подчеркивая их влияние на будущее поколение. В этом контексте важно исследовать, как использование ИИ может не только облегчить процесс усвоения знаний, но и сделать его более увлекательным и эффективным.

Игорь Сенюшин, руководитель направления R&D в ЦАРКА

Игорь, как вы думаете, сможет ли искусственный интеллект заменить учителей? Как это повлияет на образование?

Это вопрос, который волнует многих, и его влияние на образование может быть значительным. Однако, на мой взгляд, ИИ не сможет полностью взять на себя эту роль.

Искусственный интеллект станет надежным помощником для педагогов, облегчая выполнение рутинных задач, таких как составление методических материалов и отчетов. Тем не менее, сам процесс обучения требует человеческого участия, особенно когда речь идет о мотивации и воспитании учеников. 

Примеры из Мексики и США показывают, что ИИ может успешно выполнять функции наставника, предоставляя индивидуальные рекомендации и поддержку. Но при этом именно преподаватель остается ключевым звеном, которое вдохновляет и поддерживает интерес учеников к учебе.

Таким образом, ИИ не заменит учителей, а станет их ценным союзником. Это позволит педагогам сосредоточиться на более важных аспектах обучения, таких как эмоциональное развитие и формирование критического мышления у студентов.

Какие примеры успешных инициатив в области IT и электроники существуют для детей?

Один из известных примеров — стартап CodiPlay, который уже получил признание за пределами Казахстана. Кроме того, в стране работают талантливые педагоги и образовательные программы, например, Artision Education – помогают изучать программирование, электронику и физику, TSARKA Academy – для обучения кибербезопастности в разном возрасте и курсы, которые мы реализуем с Cyber Formula 3. Цель последнего курса  — познакомить детей с разными профессиями в IT через практические примеры.

В каком возрасте детям лучше всего начинать изучать IT-навыки?

Оптимальный возраст для начала обучения IT-навыкам зависит от ребенка, его интересов и уровня развития, но в среднем можно сказать, что основные IT-навыки дети могут начинать осваивать уже с 5-6 лет. На этом этапе важно не углубляться в технические детали, а познакомить ребенка с компьютером, его возможностями и базовыми принципами работы. Например, многие программы и платформы предлагают игры, которые учат основам логики и мышления — навыков, которые являются фундаментом для программирования. В таком возрасте детям полезно развивать интерес к технологиям в игровой форме, когда они начинают понимать, что такое алгоритмы и последовательность действий.

Начиная с 7-8 лет, дети могут переходить к простым языкам программирования, таким как Scratch, который помогает им визуализировать процессы и создавать свои первые программы. Этот подход укрепляет их способности к решению задач и развивает креативное мышление. Важно, чтобы обучение IT-навыкам не перегружало ребенка, поэтому программы должны быть адаптированы к его возрасту и уровню подготовки.

В целом, главное — это поддерживать интерес ребенка к IT и не навязывать обучение, а наоборот, предлагать возможности для самостоятельного исследования и творчества. Подход к обучению должен быть последовательным и увлекательным, чтобы ребенок мог развивать навыки естественно и с удовольствием.

Во многих странах идут активные споры о том, следует ли включать программирование в школьную программу на обязательной основе. Что вы об этом думаете?

Возможно, программирование станет базовым навыком, как знание Excel и Word. В начальных классах стоит развивать для начала логическое мышление, а программирование можно уже внедрять с 5-7 классов. Это позволит ученикам видеть реальные перспективы в разных сферах IT.

Каковы перспективы Казахстана в области обязательного обучения программированию?

Сейчас в школьных программах уже появился Python, вытеснив такие языки, как Basic и Pascal. Это прогрессивное изменение. Для внедрения новых подходов нужно взаимодействие школ с представителями индустрии, чтобы быстрее адаптироваться под современные реалии.

Насколько значима роль STEM-образования в формировании будущих лидеров в технологиях?

STEM-навыки крайне важны, особенно с учетом популярности инженерных специальностей. При этом мне нравится расширенная концепция STEAM, включающая «A» (Arts). Искусство и дизайн помогают лучше понять механизмы создания удобных и полезных продуктов. Интеграция искусства позволяет будущим разработчикам учитывать не только технические аспекты, но и восприятие пользователей, делая продукт более привлекательным и интуитивным. Такой подход формирует лидеров, которые могут создавать не только функциональные, но и эстетически приятные и удобные решения, что становится ключевым в конкурентном технологическом мире.

Какие стереотипы о технологиях вы хотели бы развеять среди детей?

Один из частых мифов — что технологии слишком сложны или что IT ограничено только программированием. Мы стремимся показать, что профессий в сфере IT гораздо больше, и все они требуют различных навыков и компетенций. Помимо программирования, IT охватывает такие направления, как дизайн, аналитика данных, управление проектами и бизнес-навыки. Важно, чтобы дети понимали: независимо от их интересов и талантов, IT-сфера может предложить им подходящие возможности для раскрытия их потенциала и творчества.

Каковы самые распространенные мифы о профессиях в области электроники и приборостроения, которые мешают детям выбирать этот путь?

Существует несколько устойчивых заблуждений, которые могут отпугнуть детей от выбора профессий в электронике и приборостроении. Один из таких мифов — что это направление слишком сложное. Это действительно трудоемкий путь, иногда более сложный, чем, например, программирование на Python. Но наиболее вредным мифом является утверждение, что такие профессии никому не нужны и что мы, как страна, в этом направлении уже не сможем «догнать». Подобные стереотипы, к сожалению, часто слышны от представителей профессии «старой закалки», — радиолюбители  или те, преподает в этой сфере десятилетиями и не видит значительных изменений. Однако реальность такова, что сейчас — как раз лучшее время для развития в этой области. Порог сложности создания и производства устройств снижается, а спрос на разработки, сделанные в Казахстане, наоборот, растет.

Какие качества нужно развивать у детей, чтобы подготовить их к обучению современным технологиям?

В первую очередь, это логическое и критическое мышление, умение учиться и планировать свое время. Ребёнок должен уметь анализировать информацию и проверять её, что становится особенно актуальным в общении с ИИ. Критическое мышление помогает избегать влияния потенциальных ошибок ИИ, и это навык будущего, учитывая, как стремительно развивается бизнес на основе ИИ. Планирование помогает правильно расставлять приоритеты и выстраивать траекторию своего профессионально и личного роста.

Какую роль, на ваш взгляд, будут играть онлайн-курсы и образовательные платформы в будущем?

Онлайн-курсы и платформы станут важной частью образования, особенно с учетом того, как быстро меняется мир. Вероятно, они войдут в нашу жизнь так же как сериалы: кто-то будет смотреть сериалы, а кто-то изучать новый материал на онлайн-курсах. Сегодня многие люди меняют специальность, благодаря курсам и интенсивам, и тренд на онлайн-образование только усиливается. Мы видим появление "атомарных" курсов, которые дают конкретные знания — от работы с библиотеками до узкоспециализированных инструментов. Это позволяет постепенно расширять навыки и становиться более компетентным профессионалом.

Однако важность офлайн-образования тоже нельзя недооценивать. Когда студент учится в окружении единомышленников, это поддерживает его мотивацию и позволяет обмениваться знаниями и опытом. Онлайн-курсы же часто лишены этой социальной составляющей. Поэтому формирование здорового сообщества, где можно задать "глупый" вопрос, очень важно для того, чтобы люди чувствовали себя уверенно. Мы в ЦАРКА также стремимся развивать такие сообщества, в этом году на ежегодной конференции KazHackStan мы посвятили отдельный трек, где весь день спикеры рассказывали про разработку электронных устройств, стараемся поддерживать образовательные инициативы коллег по индустрии, проводить лекции и рассказывать личный опыт на встречах,  где люди могут не только получать информацию от нас, но и обсуждать практические аспекты с профессионалами индустрии.