Операторы готовы монетизировать данные. Ваши данные

Операторы готовы монетизировать данные. Ваши данные

Футурологи телеком-отрасли любят ставить крест на её доходности, рисуя на одном графике падающие доходы и растущие расходы, пересекающиеся примерно в текущем году. Другие эксперты мечтают о том, что телекомы перестанут зарабатывать на потребительском сегменте вовсе, предоставляя мобильную связь конечным пользователям бесплатно, монетизируя данные об этих самых потребителях.

И эти эксперты как никогда близки в своих прогнозах к реальности. Бизнес-модель, предложенная цифровыми гигантами вроде Google и Facebook, вполне применима для телекомов. Вы же пользуетесь Instagram, принадлежащем Facebook, бесплатно? — но кто-то явно на вас зарабатывает, как минимум предлагая вам посмотреть рекламу прямо там же.

Рекламный рынок — еще один замечательный пузырь, в котором много усилий, денег, данных, но эффективность всего этого не доказана. Тем не менее, рынок драйвит цифровое развитие, если не самих технологий, то воспринимающее их общество. И у телекомов и в нём есть своё место.

Чтобы не ходить уж очень далеко, приведем пример, как телекомы работают с рекламой в России. Насколько эффективен, к примеру, придорожный баннер, стоящий несколько тысяч долларов в месяц? Кто может оценить? — мобильный оператор, чьи абоненты ходили мимо баннера каждый день.

Более того, оператор расскажет, кто ходил — мужчины, женщины, молодые, взрослые, с iPhone, с Samsung, с высоким доходом или средним. В результате заказчик просто откажется и снимет баннер и отдаст рекламный бюджет в digital. Давно пора.

А в digital телекомы тоже есть. Ситуативный маркетинг теперь — это когда человек зашел на сайт спортивного магазина, а оператор, зная, где он находится, предлагает ему альтернативу на 40 минут ближе. Ну, что-то такое. Фантазировать можно до бесконечности. RTB и прочие технологии вам в помощь (Биддинг в реальном времени — механизм торговли интернет-рекламной, в которой покупатели могут делать ставки за показы на большом количестве сайтов одновременно, за доли секунды — Прим. ред.).

Мобильный оператор сегодня — это очень крутая, цифровая воронка продаж, почти полностью управляемая. Куча данных про потребителя — это не только ценный лид, но и сокращение начальных бюджетов на охват: например, банки могут не рекламировать свои кредиты на миллионные аудитории, а сразу отправлять предложения для "прескоренных" потенциальных абонентов, персонализированно. Конечно, там есть засада с персональными данными, но и она решается.

Рассмотрим кейс Smart

Smart — это группа абонентов оператора Kcell, которые подписались на бонусную программу (минуты, гигабайты трафика, что-то ещё), заодно дав согласие на более вольное отношение к персональным данным. Например, на таргетирование их социально-демографических профилей с целью рассылки адресных предложений с хорошей конверсией. Да, если ты в Smart, тебе будут часто приходить SMS-ки. Но это будут правильные SMS-ки, релевантные для тебя, а также высокоэффективные для того, чьей аудиторией ты являешься (банк это или электронный магазин, неважно). Да ещё и с бонусами. Win-win, как говорится.

Выиграть может даже государство, если чуть подсуетится с подходами к собственным, операторским и прочим персональным и не очень данным. Можно, например, повысить собираемость налогов, если вовремя и адресно оповещать абонентов мобильных операторов старым добрым SMS. Вот что-то такое делается уже. Повысить безопасность школ, общественных мест, используя геотаргетинг и геомониторинг в принципе. Развивать туризм, анализируя и информируя туристов и сферу обслуживания о взаимных интересах друг к другу. И так далее. И государству даже не надо тратить многомиллиардные бюджеты на такие проекты. Всё есть, все готовы.

Таким образом, экономика, становясь цифровой, понемногу меняет бизнес-модель, процветавшую в последние сто лет "потребитель платит за услуги связи".

Возможно, для государства — это сигнал о том, как регулировать тарифы на услуги связи? Когда-то их просто не станет.