От идеи до экспорта: как Tumaris.Tech поддерживает женщин-предпринимательниц в Центральной Азии
Всего 4-5% казахстанских стартапов выходят на экспорт. В основном, такие проекты работают в секторах IT, финтех и агротехнологии. Несмотря на маленький процент, наблюдается рост интереса к цифровым и профессиональным услугам от казахстанцев. Так, в 2022 году, например, Казахстан продал экспортных услуг на $4.95 млрд.
В своем послании Президент РК Касым-Жомарт Токаев также заявил, что в 2023 году внешнеторговый оборот достиг рекордного уровня – 136 миллиардов долларов, из которых 84 – это экспорт. Это все отображает растущий тренд на экспорт казахстанских продуктов и услуг, и объясняет, почему все больше местных стартапов желают масштабироваться на различные регионы. Университеты создают собственные инкубаторы стартапов, а крупные компании запускают множество акселерационных и инкубационных программ. Таким примером является MOST BI, который продолжает расширять свое партнерское присутствие в Центральной Азии, Юго-Восточной Азии, США. Иными словами, создаются все условия для взращивания нового поколения предпринимателей, оказывается помощь в выходе на экспортный рынок.
Помимо усиленной поддержки стартап-экосистемы, многие инициативы направлены на устранение гендерного неравенства, ведь в стартап-индустрии не имеет значения, мужчина вы или женщина: главное – основать и запустить действительно качественное решение, которое будет решать чью-то боль. Критериями являются профессиональные навыки, наличие продуманной идеи и софт-скиллов, таких как ответственность, организованность, предприимчивость и др. Чтобы подсветить это, девочек со школьной скамьи учат: вы можете работать в любой профессии, в любом бизнесе и на любой технической специальности, если таково ваше желание, стремитесь к этому, учитесь усердно.
Запускаются различные программы как республиканского, так и школьного уровня: так у девочек с детства формируется идейность, стремление к образованию и личностному развитию, амбиции и желание воплощать свои идеи в реальность. Для тех, кто достиг этого и уже основал стартап либо является его частью, существуют инициативы, помогающие масштабированию. Ярким примером является Tumaris.Tech – акселератор, объединяющий женщин-предпринимателей со всей Центральной Азии.
Проект реализуется IT Park Uzbekistan при поддержке проекта USAID по развитию предпринимательства и бизнес-среды, а его официальным партнером в Казахстане является бизнес-инкубатор MOST BI. Tumaris.Tech регулярно проводит программы, направленные на экспорт и выход на новые рынки, и сейчас среди их участников – стартапы Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана.
О том, как акселератор Tumaris.Tech поддерживает женское предпринимательство и открывает для стартапов новые горизонты, рассказали его выпускницы – фаундеры стартапов Алия Сабитова и Айгерим Джаналинова (Incare, Казахстан), Азиза Косимова (Predictory, Таджикистан), Макпал Ораккызы (MacDent, Казахстан), Гулназа Халманбетова (Mama Space, Кыргызстан) и Инга Милушева (Bilim Box, Узбекистан).
От точки А до прорыва: Tumaris.Tech доводит до результата
Стартап MacDent (Казахстан)
Точка А: 7 партнеров по франшизе
Точка Б: 36 партнеров по Казахстану и Узбекистану. Продажи выросли в полтора раза без найма и маркетинга благодаря росту количества партнеров. Акселератор помог найти потенциальных инвесторов, с которыми сейчас проходит этап закрытия сделки.
Стартап Predictory (Таджикистан)
Точка А: стартап завершил акселерацию Investment Readiness Accelerator (IRA) от MOST BI, и это помогло улучшить показатели, после чего команда решила выйти на международные рынки. За этими знаниями она пришла на Tumaris.Tech.
Точка Б: В процессе акселерации Tumaris.Tech были закрыты два крупных клиента на рынке Казахстана, увеличен MRR. Стартап прописал подробную стратегию масштабирования не только на рынок ЦА, но и на рынки MENA. Третье достижение – это релокация в Узбекистан, где у проекта уже появилось значительное количество «теплых» лидов и связей.
Стартап Mama Space (Кыргызстан)
Точка А: Было 2 направления бизнес модели.
Точка Б: Пересмотрели бизнес-модель, протестировали гипотезы по новым направлениям монетизации и получили положительные результаты по двум из них. Далее стартап планирует внедрить новые модели. Также, команда заняла второе место в глобальном конкурсе She Loves Tech среди 130+ стартапов из Центральной и Северной Азии.
Стартап Bilim Box (Узбекистан)
Точка А: Были сложности, потому что пришлось пересобирать платформу, на которой находился продукт. Продажи были только на бета-версии, основная же еще не приносила дохода. Фаундеру, Инге Милушевой, необходимо было создать новую платформу для размещения курсов, выявить позиционирование и выбрать рынок.
Точка Б: Есть готовая платформа с 4 продуктами. За 2 недели со старта сделано 30 продаж, на платформу привлечено 850 пользователей. Благодаря разным гипотезам конверсия в продажу стала равна 25%.
Стартап Incare (Казахстан)
Точка А: Стадия начального развития, около 80 зарегистрированных пользователей, а также несколько десятков специалистов, предоставляющих услуги.
Точка Б: Увеличили количество пользователей на платформе на 50%, а количество специалистов, привлеченных к проекту, выросло на 70%. Это позволило стартапу расширить сеть специалистов и предлагать более разнообразные услуги. Благодаря трекерским сессиям и консультациям, команда пересмотрела внутренние процессы, сократила время отклика на запросы пользователей и улучшила качество сервиса. Стартап привлек грант в размере 14 млн тг., получил поддержку по выходу на рынок Кыргызстана и сделал фокус на выстраивании стратегии по маркетингу на ближайшие 3 года.
Опыт выпускниц показывает, что на рост их стартапов влияют и образовательная часть, и поддерживающее окружение, и качественное менторство. Tumaris.Tech – крупнейший акселератор для женщин в Центральной Азии, и он предоставляет все перечисленные условия своим участникам. Проект в Казахстане поддерживается официальным партнером – бизнес-инкубатором MOST BI. Вместе организаторы и партнеры программы заявили о том, что Tumaris.Tech начинает прием заявок на заключительный поток, направленный на экспорт и выход на новые рынки.
Экспортно-ориентированная программа акселерации — образовательно-практическая инициатива, предназначенная для предпринимателей, у которых уже есть стартап, сформирована команда, но не хватает лишь последнего рывка к ключевым целям: получению финансирования и вывода бизнеса на новые рынки.
В результате трех интенсивных месяцев обучения и тесной работы с трекерами, основатели стартапов смогут разработать стратегию успешного расширения на другие страны и получат возможность развивать экспорт своих продуктов и услуг. Откройте новые возможности в других странах под руководством опытных наставников и трекеров.
Кто может участвовать:
• Женщина-основатель с командой, в которой 60% составляют женщины.
• Мужчина-основатель с командой, в которой 60% составляют женщины.
• Стартапы, в которых большинство пользователей – женщины.
Регистрация открыта до 1 октября 2024 года.