Почему растут тарифы и из чего складывается их стоимость?
В рамках масштабного Kcell Eurasian Mobile Summit 2023, который проходит в городе Алматы, на пресс-конференции "Вызовы и возможности развития рынка связи" эксперты отрасли прокомментировали вопрос повышения тарифов и общего понимания того, почему это произошло.
Для начала, эксперты отметили, что было много предпосылок, которые привели к повышению и изменению тарифов. И все спикеры сошлись во мнении, что телеком — одна из отраслей экономики, которая подвержена общемировым правилам. А значит, и развивать отрасль без каких-либо инвестиций просто невозможно.
Алексей Ким, эксперт по тарификации и себестоимости телеком, Eurasian Digital Expert Networks:
"Помимо возрастающих потребностей людей в услугах телекоммуникаций, которые сейчас обусловлены потреблением более тяжёлого контента, как уже говорилось ранее, — это требует более развитой инфраструктуры. Для того, чтобы, скажем, обеспечивать возрастающие потребности, необходимо её развивать. Для того, чтобы её развивать, необходимо создавать условия, при которых операторам будет её выгодно развивать. А возвратность этих инвестиций обеспечивается за счёт получения доходов, которые и выражены в тарифах".
Продолжил объяснять структуру формирования тарифов Нуркен Халыкберген, Основатель коммуникационного агентства KSC:
"Вы когда что-либо покупаете, то знаете, что есть предприятие. Предприятия платят заработную плату, налоги, покупают какое-либо оборудование. И у этого оборудования есть цена. Оборудование в телекоме покупается за рубежом, и это зарубежные производители, соответственно — дело имеем с курсом доллара".
Спикер напомнил, что в 1998 году сотовые операторы начали свою работу и строительство базовых станций. А срок жизни одной базовой станции — от одного года до пяти лет. Кроме того, оборудование надо обновлять, покупать новое, устанавливать. И покупают его за иностранную валюту.
"Цена каждой базовой станции в среднем колеблется от 100 до 200 тысяч евро. Поставить базовую станцию — это, как минимум, получить несколько разрешений. Во-первых, вы ищите землю, куда эту базовую станцию поставить, получить разрешение от собственника участка. Потом вы ищите, каким образом её подключить к электричеству", — говорит Нуркен Халыкберген.
Эксперт подробнее рассказал о том, что представляет из себя базовая станция. Сделав акцент на том, что это не просто процесс "поставить железку", но и подключение ее к электричеству, настройка: "Это как поменять почку в неработающем организме. Не дай Бог ты что-то нарушишь — можешь положить всю сетку".
Также базовая станция нуждается в определённых температурных условиях, возможности подключения генератора или другого альтернативного источника энергии.
"Все это стоит денег. Во все это нужно вкладывать, — подтверждает свою мысль Нуркен Халыкберген, Основатель коммуникационного агентства KSC. — Помимо этого, я хотел бы найти казахстанца, который сказал бы, что я не хочу, чтобы мне повышали заработную плату. Я не хочу, чтобы мне увеличивали ежемесячно мой доход. Точно также сотрудники телекома — без малого примерно 10 000 человек, кто задействован непосредственно в отрасли. И все это вкладывается в инфраструктуру тарифа".
Кроме того, спикеры отметили, что к этой стоимости плюсуется стоимость лицензии, которую ежегодно надо обновлять.
"Мир не стоит на месте. Я не найду, наверное, ни одного казахстанца, который скажет: "нет, мне нужен старенький второй-третий айфон, я не хочу увеличивать его возможности. Все мы покупаем новые телефоны", — привел еще один пример эксперт.
По его словам, каждый сотовый оператор — "как щит и меч, оборона и нападение". И кроме него, существуют производители абонентского оборудования, которые увеличивают количество мегапикселей, быстродействие, загружают новые фичи и так далее. И сотовый оператор должен это обеспечить.
"Этот процесс — бесконечный. Он безостановочный", — добавил Нуркен Халыкберген.
Обсудили и вопрос того, почему до 2014 года стоимость тарифов падала и происходили, так называемые, ценовые войны. Но после этого произошло несколько девальваций. Это и подтверждает мысль того, что все телеком-операторы, как и другие субъекты бизнеса, подчиняются законам экономики. И никто из них не будет работать себе в убыток.
"Ни один продавец на базаре не будет продавать товар в убыток. Точно также и сотовый оператор. Проблема заключалась в том, что техническая информация и экономическая информация, которую должен давать сотовый оператор, не предоставлялась на системной основе. Второй пункт — снижение уровня финансовой грамотности населения. И многие явления, которые сопровождают работу телеком сектора, невозможно понять и описать без технических и научных знаний.
Каждую секунду ваш телефон обслуживает порядка 17-18 айти систем, и каждая из этих айти систем требует денег. Её нужно купить, установить, сопровождать и, соответственно, все время следить, чтобы они между друг другом не конфликтовали. Все это покупается в валюте. Все это стоит денег, и все хотят зарабатывать. Поэтому тарифы, так или иначе, будут расти. И это не связано с "аппетитом" сотовых операторов, а завязано на простой стоимости внешних закупок — так складываются тарифы", — подвел итог Нуркен Халыкберген.
В заключении спикер добавил, что пока в Казахстане будет слабая экономика и валюта, тарифы продолжат расти. И пока у страны нет внутреннего производителя телекоммуникационного оборудования, процесс инфляции, девальвации, необходимости инвестиций никуда не денется.