Проще заплатить штраф, чем инвестировать в инфраструктуру: так ли это?
Вчера на заседании правительства был рассмотрен пилотный национальный проект "Доступный интернет", и представители операторов связи совместно с премьер-министром и МЦРИАП обсудили, в том числе, вопрос инвестиций в отрасль. Тогда прозвучало утверждение, что операторам связи проще заплатить штраф, чем инвестировать в инфраструктуру.
Bluescreen.kz обратились за комментарием к представителям "Beeline Казахстан", чтобы узнать, так ли это и какими способами можно решить проблему качества связи.
Правда ли, что оператору проще заплатить штраф, чем инвестировать в инфраструктуру?
Операторы не могут не инвестировать в инфраструктуру — это особенность отрасли. Потребление услуг мобильной связи год от года только растет.
Рост мобильного трафика год к году
Так, если в 2021 году абонент Beeline в среднем тратил около 12 Гб в месяц, то в 2022-ом — уже 16 Гб, а в некоторых регионах больше 20. Тогда как по миру этот показатель ниже — 9,9 Гб.
Для того, чтобы обеспечить такой рост потребления, оператору нужно постоянно инвестировать в мобильную сеть, увеличивая количество базовых станций и модернизируя существующее оборудование. За последние два года капитальные расходы "Beeline Казахстан" составили более 100 млрд тенге. За 2022 годы мы установили более 4 000 тысяч базовых станций, а 4G появился почти в 1000 сел.
Штрафы являются неэффективным регуляторным инструментом по другой причине. Они не воздействуют на причину и не улучшают качество связи. Например, радиофобию. Если жители против базовой станции, то оператор не может установить ее по закону нашей страны или обязан ее демонтировать, если она уже стоит. В это же время, другие жители постоянно жалуются на связь и просят регулятора решить вопрос. Выезжает комиссия, производит замеры и выписывает оператору штраф. Так было в Алматы в районе улицы Вахтангова. За прошлый год по требованиям местных жителей было демонтировано более 340 базовых станций. И по причине не согласия горожан в Алматы существует более 100 белых пятен.
Другой важный момент, на который не влияют штрафы, но который замедляет улучшение качества — бюрократические процедуры. После получения предписания от регулятора у оператора есть 3 месяца, чтобы исправить качество связи. Если в этом районе белое пятно или очень высокие нагрузки из-за активного потребления, нужно поставить базовую станцию. Если оператору удалось найти участок или договориться с местными жителями на установку на здании, то теперь необходимо оформить ряд документов: заключение СЭЗ, архитектурно-проектировочное задание, разрешение на строительство и использование радиочастотного-спектра. Эти процедуры могут занимать от 6 до 12 месяцев. Бывают случаи, когда документы оформлены и оператор начинает устанавливать оборудование, а жители меняют свою позицию и требуют поменять расположение базовой станции. В этом случае весь процесс поиска локации и сбора документов начинается сначала.
Что могло бы помочь операторам улучшить качество связи? Изменения в регуляторном законодательстве: упрощение процедур по оформлению документов, внедрение опор двойного назначения, пересмотр требований СанПиН в отрасли связи, которые влияют на мощность работы базовых станций (в Казахстане они в 10 раз строже, чем отдельных странах Европы или Юго-Восточной Азии).
Изменит ли ситуацию со связью, на ваш взгляд, появление еще одного оператора?
Мы приветствуем любые меры, которые повысят конкурентность рынка, помогут ослабить зарегулированность отрасли и поспособствуют повышению эффективности работы казахстанских операторов.
Что можно сделать еще?
Кроме того, во время самого заседания Евгений Настрадин, главный исполнительный директор "Beeline Казахстан", озвучил ряд предложений:
"Для того, чтобы обеспечить покрытием эти села, необходимы дополнительные инвестиции, при том, что за последние годы расходы компании в развитие мобильной сети только росли. Кроме того, компания Beeline готова принимать участие в программе "Доступный интернет" и считает ее важной инициативой. Однако важно тщательно проанализировать все условия.
Например, институт частных инспекций качества связи. Все необходимые полномочия по контролю качества есть у уполномоченного органа и передача контроля может негативно сказаться на скорости инвестиций в развитие сети. Инструмент по контролю качества не должен стать инструментом по сбору денег в частных руках, которые не имеют необходимых компетенций.
Возложение на ГТС функции частотно-территориального планирования сетей. Планирование сетей всегда было прерогативой сотовых операторов. Инициатива может усложнить процесс строительства, появится еще один бюрократический процесс. А наша задача, наоборот, снижать их, поскольку операторам необходимо наоборот увеличивать темпы разворачивания сетей, чтобы соответствовать ожиданиям и потреблению рынка.
На последнем заседании Совета иностранных инвесторов Глава государства предложил прогрессивную формулу для различных регулирований: "плюс один, минус два". Это значит, если госорган хочет добавить новый регламент, взамен он должен убрать два старых. Только такой подход будет способность снижению бюрократии.
Модернизация "База данных идентификационных кодов". Обращаем ваше внимание на риск того, что один субъект рынка может получить доступ ко всей абонентской базе всех сотовых операторов. А проблемы усиления монополии и недостаточно конкурентного рынка уже неоднократно обсуждались и потому всем известны.
Инвестиции в казахстанский рынок связи, выделяемые Beeline Казахстан, год от году только растут. Мы намерены и далее наращивать свои инвестиции, чтобы сокращать цифровой разрыв и предоставлять качественную связь и доступ к интернету всем казахстанцам".