Путеводитель для стартапа в Казахстане. От идеи до коммерциализации.
Наверное, многие из нас уже не раз слышали такой термин "Стартап", и большинство уже имеет примерное представление о том, что это молодая, начинающая компания или даже просто команда людей, объединенная желанием реализовать свою интересную бизнес-идею.
В средствах массовой информации термин "Стартап" первый раз был использован в журнале Forbes в августе 1976 года. Примеры успешного роста от маленькой "гаражной" компании до супергиганта способствовали широкому распространению этого термина. Hewlett-Packard, Google, Apple — список таких "гигантов бизнеса", начинавшихся с маленьких компаний, весьма обширен.
Иными словами, "стартап" это всегда сначала "идея", а дальнейшее ее развитие — это ряд последовательных успешных действий, способных превратить ее в продукт, приносящий прибыль, или, иными словами, коммерциализация.
В свою очередь, залог успешной коммерциализации "идей" — это правильное понимание, кто твой клиент и насколько качественно "стартап" может удовлетворить его потребности.
Любая инновация направлена на появление сначала конкурентоспособного продукта, затем успешной компании, что в итоге влияет на развитие отрасли и, наконец, страны.
Принято считать, что жизненный цикл "стартапа" состоит из нескольких этапов:
- посевной этап (Pre-Seed stage)
На этом этапе сформированная вокруг "идеи" команда "единомышленников" ставит перед собой цели проанализировать рынок, изучает потенциальных клиентов, их спрос, какие конкуренты уже работают на этом рынке. Полученные результаты помогают сформировать видение, а также ложатся в основу Бизнес-плана и Финансовую модель.
- минимальный жизнеспособный продукт (minimum viable product)
Здесь команда уже воплощает какую-то базовую версию продукта, "идея" обретает свой первоначальный вид, обрастает функционалом, какими-то особыми "фишками" и перспективными наработками.
На "бумаге" формируется список новых функции, которыми надо дополнить продукт, то есть появляется "техническое задание", продукт постоянно тестируется и проверяется. Возможно, есть необходимость дать попробовать "погонять" его своим "знакомым" для сбора отзывов и предложений.
- выход продукта на рынок (product-market fit)
Настал период первых продаж, команда разрабатывает маркетинговую стратегию, ищет свою нишу на рынке, формирует клиентскую базу, главное, чтобы о продукте узнала целевая аудитория. По результатам первых продаж формируется Стратегия коммерциализации, которая должна служить ориентиром для развития бизнеса.
- запуск продукта (Growth Stage), собственный бизнес, команда усиленно продвигает продукт, совершенствует его, разрабатывает собственный бренд, расширяет штат, масштабирует продажи.
На всех этапах реализации стартапа команда интенсивно ищет средства для покрытия расходов. И если на начальной стадии источниками таких средств могут служить собственные накопления или спонсорство друзей и родственников, то в дальнейшем для привлечения финансовых средств в стартап не обойтись без инвесторов, бизнес-ангелов и венчурных фондов.
Для этого критически важно выстроить правильную стратегию коммерциализации. Запуск нового продукта на рынке является последним и важным шагом всего процесса от идеи до готового продукта, его результат — это заслуженная победа за все те усилия и ресурсы, которые команда приложила на своем пути к нему.
Очень многие стартапы "спотыкаются" на этом моменте, посчитав что все необходимое уже сделано и продукт "вышел на рынок". И вот проходит определенное время, продаж еще нет, денег на покрытие текущих операционных расходов не хватает. Занимают выжидательную позицию и бизнес-ангелы, ожидая положительного отклика от рынка. Многие стартапы рассыпаются "в пыль" на этом этапе. У этого этапа даже термин есть "Долина смерти стартапов". "Погуглите", очень мотивирует.
Как не попасть в такую ловушку? Тут на выручку приходит государство. Это, пожалуй, самый "непонятный" инвестор. В долю не вступает, процент от прибыли не просит, но при этом очень требователен в части исполнения взятых обязательств. Напоминает строгих родителей, которые воспитывают в своих детей ответственность и самодисциплину, в расчете, что это поможет им в дальнейшем стать успешными.
Основная поддержка от государства оказывается по двум направлениям. Собственно первое из них это инкубация и акселерация.
Astana Hub, MOST, кластер Nuris — это те, что на "слуху". Они помогают сформировать полноценный стартап, команде стартапа получить различные полезные компетенции "skills", доработать и сформировать свой MVP, обрести полезные связи и знакомства. Этакий проводник в стартап-сообществе.
Второе направление — это инновационный грант QazInnovations. Грант — это безвозмездная финансовая помощь государства стартапу, взамен на полное исполнение обязательств и целей, определенных самим стартапом в поданной заявке.
Именно здесь ключевую роль играет правильно составленный Бизнес-план, содержащий стратегию коммерциализации с описанием, где, когда и как представить готовый продукт на рынке, а также оценку влияния, которое продукт будет иметь среди потребителей и конкурентов, Финансовую модель, содержащую "математику" доходов и расходов. Важно понимать, что QazInnovations не участвовал в создании и запуске Вашего стартапа и оценивает его именно по вышеперечисленным документам. Тем важнее их полное и правильное заполнение. Это организации открыты, можно всего позвонить, прийти и получить консультацию и поучаствовать в конкурсах. В настоящее время приоритетными направлениями развития инноваций Государство определяет IT-решения, био-, фарм- технологии, услуги и экспортоориентированная продукция, для развития которых ставка на стартапы остается актуальной.
Очевидно, от идеи до коммерциализаций технологии стартапера ждет огромная работа, при этом мало хорошей идеи и сильной команды. Мировая практика показывает, что на фоне заинтересованности бизнесменов, инвесторов и государства не более 10% всех проектов получают достойное развитие.