Развитие цифрового образования в Казахстане. Часть 2
Поговорим о перерождении школ, трансформации вузов и легализации онлайн-образования.
В продолжении темы цифрового образования, решила прокомментировать экспертное мнение, опубликованное на портале kapital.kz.
1.Перерождение школы. Согласна с этим трендом, потому как сейчас все больше родителей понимают, что формат нынешних школ, особенно казахстанских, устарел. Школы переполнены, учеба в три смены неэффективна и бесполезна. А с учетом роста рождаемости и неповоротливости местных органов понятно, что ситуация со школьной инфраструктурой не улучшится.
Демонстрируя серьезную перезагрузку сегодня, через 5-6 лет, когда в наши школы пойдет более 450 000 детей, система практически "захлебнется". С другой стороны, за последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в 2 раза, из-за чего многократно возросло психологическое давление на детей. Это негативно сказывается на психике школьников и служит одной из причин увеличения детской смертности от суицидов.
Поэтому сейчас государство должно активно вкладываться в развитие EduTech и организовывать гибридные форматы обучения. То есть, можно сократить и переформатировать пребывание детей на офлайн занятиях, чтобы сделать больший упор на командную и проектную работу. А иные занятия перенести в онлайн формат.
При этом, сам процесс обучения станет более персонализированным, а кабинетно-урочная система, напротив, исчезнет, как и традиционные инструменты обучения (мел, парта, доска). Это, в свою очередь, сильно повлияет и на статус педагога в обучении: в будущем профессия учителя трансформируется, и одним из главных требований к специалистам станет умение использовать технологии.
2.Трансформация вузов. Здесь тоже согласна с экспертом. Образовательный процесс в университетах тоже должен стать гибридным. Главное — практические навыки, личные качества и желание работать. В результате молодые специалисты понимают, что при приеме на работу важнее иметь опыт, нежели диплом престижного университета. Таким образом, люди все чаще отказываются от формального образования, а "бумажный" диплом теряет свою значимость.
Это изменит формат взаимодействия университетов, государства и бизнеса. Государство чаще начнет поддерживать различные акселерационные программы, стартапы и программы для молодых специалистов. Бизнес, в свою очередь, начнет создавать учебные программы и ресурсы на базе университетов, чтобы самостоятельно готовить будущих специалистов.
Здесь хочу добавить, что в университетах нужно будет делать упор на развитие лидерства — как умении видеть перспективы, адаптироваться к любым изменениям и находить нестандартные решения.
3. Легализация онлайн-образования. Об этом говорят все эксперты и предприниматели EduTech-сферы. Онлайн-образование — не только главный тренд, но и возможность для получения новых профессиональных навыков, переобучения, переквалификации и др. Это не только удобно, но и позволяет учесть потребности всех людей — даже с особыми потребностями — и дать всем одинаковый доступ к знаниям.
В будущем такой подход позволит внедрять гибридные форматы обучения. А это, в свою очередь, уже сегодня потребует совершенствования нормативно-правовой базы: принятия закона о легализации обучения на дому и приравнивания онлайн-обучения к формальным видам образования.
Таким образом, казахстанцы смогут получить диплом онлайн, а местные университеты будут вынуждены совершенствовать свои программы, чтобы иметь возможность конкурировать с цифровыми платформами. Де-факто это все уже существует, теперь нужно все привести к де-юре и создать условия для развития EduTech.