Технологическая отсталость привела стратегическую отрасль к коллапсу
В своем выступлении 12 декабря Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев не обошел стороной печальную ситуацию, которая недавно случилась в Экибастузе.
Президент отметил, что это далеко не первый случай, приведя в пример Петропавловск, Темиртау, Степногорск, Риддер, когда люди остаются без тепла в морозы.
- "Из-за безответственности чиновников, несостоятельности действующей системы надзора тысячи людей остались без тепла. Должностные лица рапортовали, что зиму мы пройдем в плановом режиме. Но мы видим, что происходит на деле. При этом уполномоченный госорган, в лице Министерства энергетики, никак себя не показал в такой ситуации. Также недостаточно слаженно и оперативно сработала служба по ЧС", — сказал Касым-Жомарт Токаев.
Есть ли шанс, что в данной ситуации Министерству энергетики в помощь может прийти цифровизация? В рамках реализации программы "Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций" реализуется ряд платформ, которые направлены на предотвращение подобных ситуаций.
Сегодня мы поговорим о ситуационно-аналитическом центре (САЦ), цель которого быстрое реагирование на инциденты в энергетике и предиктивная аналитика для энергетической безопасности, на основе цифровых информационных платформ в энергетике.
Что такое САЦ, как он поможет сфере, что уже реализовано в части цифровых платформ в энергетике и как всё будет работать, рассказал Бакытжан Ильяс, Председатель Казахстанской Ассоциации Цифровой Энергетики.
— Бакытжан, расскажите, что такое САЦ?
Ситуационно-аналитический центр Министерства энергетики Республики Казахстан планируется создать на базе подведомственной организации Министерства. Это позволит круглосуточно обеспечить подачу актуальной информации и ее аналитики, которая обеспечит более оперативную работу Министерства по повышению безопасности и эффективности функционирования энергосистемы Казахстана.
САЦ должен стать функциональной системой предупреждения и ликвидации аварий на энергетических объектах, а также выявлять аномалии в работе субъектов для предотвращения необоснованного роста тарифов на энергоресурсы.
Отчасти, отсутствие современного цифрового САЦ, работающего на основе больших данных и привело к текущим системным проблемам в энергетической отрасли. Технологическая отсталость привела стратегическую отрасль к коллапсу, которая год за годом будет накапливаться, если государство не отцепит тарифную политику от внутренней.
Необходимо отметить, что с 2010 года в Министерстве энергетики РФ успешно функционирует ФБГУ "Ситуационно-аналитический центр Минэнерго РФ". Благодаря слаженной работе САЦ, Министерством энергетики РФ принимаются эффективные управленческие решения для развития отрасли.
На сегодняшний день, в Казахстане функционируют САЦ, только в других сферах госуправления. Есть ситуационный центр при Комитете государственных доходов Министерства финансов РК, ситуационные центры в некоторых регионах на уровне местных исполнительных органов.
— Какие функции и задачи у САЦ?
Основные задачи отраслевого САЦ — технический и фундаментальный анализ поступающих данных, стратегическое планирование для обеспечения долгосрочной энергетической безопасности страны.
Прежде всего, как я сказал выше, САЦ в круглосуточном режиме должен обеспечивать Министерство и другие компетентные госорганы актуальной информацией о технологических нарушениях, авариях, остатках ресурсов парка оборудования через специальные индексы технического состояния. А также сообщать об актах незаконного вмешательства, кибератаках и о других инцидентах, несущих угрозы на объекты критической инфраструктуры, которые могут повлиять на обеспечение жизнедеятельности людей.
Также САЦ должен обеспечить информационно-аналитическое сопровождение деятельности Комитета атомного и энергетического надзора и контроля (КАЭНК) Министерства. КАЭНК должен достоверно оценивать готовность энергетических объектов к работе в отопительный период, путем сбора данных непосредственно с АСУТП и других цифровых продуктов.
Автоматизация сбора и обработки сырых технических данных позволит более корректно интерпретировать показатели надежности функционирования объектов генерации и передачи энергоресурсов, а также построить предиктивную аналитику на 5-10 лет на основе больших исторических данных.
Кроме того, если корректно обработать прогнозные данные по демографии, индустриализации, урбанизации и т.д., САЦ может стать достойным инструментом для разработки долгосрочной стратегии развития отрасли, чего сейчас у нас нет от слова "совсем".
— Расскажите об инфраструктуре САЦ?
САЦ должен функционировать на базе единой отраслевой платформы, где в одной бесшовной информационной среде должны работать Министерство, антимонопольный орган и все субъекты в сфере генерации и передачи энергоресурсов.
Архитектура программного обеспечения должна быть основана на принципе модульности, что означает, что каждый компонент может разрабатываться, тестироваться, развертываться и поддерживаться независимо, не затрагивая другие компоненты, и не требуя внесения изменений во всю систему. Это делает программное обеспечение привлекательным для быстрой реализации необходимых приложений с минимальными усилиями.
Архитектура САЦ должна быть разработана на основе методологии TOGAF и других международных стандартов. Это позволит применить комплексный подход к реализации и управлению единой архитектурой отраслевой платформы.
— Будет ли участвовать САЦ в вопросах регулирования тарифов на рынке электроэнергетики?
Да, САЦ должен иметь модуль мониторинга и анализа функционирования всех уровней энергетических рынков, с целью выявления и пресечения случаев злоупотребления субъектами рынка своего монопольного положения.
Из официальных данных Антимонопольного органа всем нам известно, что в электроэнергетике сложилась олигопольная структура рынка, и что Правительством ведется масштабная работа по демонополизации экономики страны.
Техническая надежность и операционная эффективность энергосистемы — это основа для справедливого тарифообразования, а справедливый тариф — это основа экономической безопасности, и не только энергосистемы.
— Как выявить несправедливый тариф? Какие для этого есть инструменты?
Для выявления случаев несправедливого тарифообразования необходим постоянный мониторинг стоимости товаров, работ и услуг, закупаемых в рамках утвержденных ремонтных и инвестиционных программ монополистов. Мониторинг необходимо осуществлять через единую цифровую платформу. Общая отраслевая база данных закупок позволит Министерству проводить сравнительные анализы между различными субъектами на предмет адекватности закупочных цен в разрезе товаров, робот и услуг. Такой аналитический модуль сейчас есть практически во всех электронных торговых платформах.
Более того, механизм мониторинга необходимо запускать в срочном порядке, так как Президент уже поручил реализацию программы "тариф в обмен на инвестиции". На сегодняшний день проверка факта исполнения инвестиционных программ Министерством осуществляется в ручном режиме. С таким подходом невозможно осуществить качественный госконтроль.
Кроме этого, необходимо выявлять необоснованные отказы монополистами в заключении договоров на подключение и/или передачу электроэнергии по электрическим сетям. Подобные наращения напрямую влияют на тарифы для конечных потребителей.
Мы видим, что государство начинает понимать, что качественный госконтроль в энергетической отрасли невозможен без цифровой трансформации. Но, цифровая трансформация энергетики — это сложный путь, требующий глубокого понимания технологии, рынка и потребителя.
Энергетические компании должны быть открыты инновациям, готовы к раскрытию данных, учиться на ошибках и быстро меняться, чтобы добиться успеха в эпоху цифровых технологий.