Технологии, которые изменят индустрию туризма
2020 год — не самое лучшее время для туризма. Увы, эта сфера страдает от коронавируса сильнее, чем остальные. Тяжелым испытаниям подверглась экономика стран, которые строят свой национальный бизнес на иностранных гостях. Но однажды границы снова откроются и люди смогут путешествовать, хотя, разумеется, индустрия сильно изменится: нельзя пережить то, что мы пережили, и вернуться к тому, что было.
И, как нам кажется, будущее постпандемического туризма будет плотно сопряжено с IT-технологиями, которые великолепно себя зарекомендовали в условиях карантина. В нашей стране такие компании, как «Казахтелеком» представили свои решения, способные изменить классический быт человеков — например, камеры, способные определять наличие масок на лицах и температуру конкретного гражданина в толпе. Вполне может быть, что ни один уважающий себя отель не сможет обойтись без такого продукта.
И даже если отойти от коронавируса, можно отметить, что в нашей стране достаточно кейсов, которые либо уже используются в туризме, или могли бы под него адаптироваться. Тот же город Акколь, один из умнейших городов Казахстана, стал испытательным полигоном для самых современных систем Smart City. И эти системы будут масштабироваться на весь Казахстан.
Big Data и бизнес
В недавнем интервью для издания Капитал директор по продажам ДКБ АО «Казахтелеком» Леонид Муравьев рассказал о решении на основе Big Data, которое помогает «Казахтуризму» прослеживать туристическую миграцию:
— Если говорить о больших данных, то в прошлом году мы сделали кейс по туристической миграции для «Казахтуризма», сейчас им активно интересуются акиматы, у которых есть туристические зоны. «Казахтелеком» выступил интегратором, объединив собственные данные и данные мобильных операторов для того, чтобы видеть, как выглядит туристический интерес внутри страны. Мы смогли установить, в какие туристические зоны чаще ездят отдыхать казахстанцы. На основе этих данных можно сделать качественные выводы, которые используются для развития внутреннего туризма в стране.
Только в 2019 году Казахстан посетили 6,4 млн иностранных туристов. И благодаря собранной информации мы знаем, где они предпочитали останавливаться, сколько тратили на еду и развлечения. Но это далеко не все, что можно выжать из аналитики больших данных.
От такого подхода плюсы получают все: и отдыхающие, и акиматы, и даже частные предприниматели. Согласитесь, удобно, когда аналитическая система подсказывает, в каком месте лучше разместить сувенирную лавку или лоток с хот-догами? А ведь помимо этого аналитика способна определить популярность объектов даже по времени суток!
Big Data и экология
Вопросы экологии волнуют всех казахстанцев. И даже с этой проблемой могут помочь новые технологии. На форуме Digital Almaty АО «Казахтелеком» презентовало платформу, которая благодаря визуализации данных поможет скорректировать развитие городской среды с пользой для жителей.
Одна из возможностей платформы позволяет просматривать статус по загрязненности воздуха и карту озеленения города. Насколько это упростит решение экологических проблем, легко представить.
И не стоит забывать про умные датчики и камеры. В том же городе Акколь с помощью них борются со стихийными свалками. Эти решения явно бы помогли оперативно очищать от мусора места для пикников, раз воспитания и моральных принципов отдыхающих для этого недостаточно.
Кибертуризм
Вернемся к пандемии. Жители Фарерских островов, архипелага, который расположен в Атлантическом океане, открыли удалённые экскурсии после того, как туристы перестали к ним приезжать из-за распространения в мире пандемии Covid-19. Все желающие могли командовать одним из местных жителей, который носил каску с видеокамерой. «Турист» может заставить его повернуться в разные стороны, перейти на бег или прыгать. В первый же день туристическим сервисом воспользовались больше 50 тысяч человек. На сайте, через который можно управлять местными жителями, возникали самые настоящие очереди — ждать можно было в течение получаса.
И это только один из примеров! Кибертуризм развивается, пусть и не способен на данный момент заменить реальный отдых. Виртуальная и дополненная реальности могут значительно изменить отрасль, чем и пользуются многие страны. Почему бы и нам не попробовать?
Рано или поздно мы снова будем путешествовать, а коронавирус останется в истории как неприятное воспоминание. И хотелось бы, чтобы за это время простоя Казахстан превратился если не в туристический рай, то хотя бы в страну, в которой обязательно нужно побывать. И в которой хотели бы отдыхать сами казахстанцы.