Учебный год 2020 на "удаленке"

До начала нового учебного года осталось совсем немного времени. Перед родителями и школьниками стоит множество вопросов, на которые они не знают ответов. Каким будет День знаний-2020 для казахстанских детей? Готова ли отечественная система образования к новым вызовам в условиях пандемии? Какие выводы сделаны из ошибок прошлого учебного года и надолго ли дистанционная система обучения вошла в наш привычный ритм жизни?

Как все начиналось?

15 марта для казахстанских школьников всех возрастов прозвучал последний в этом году звонок с урока. На следующий день из-за распространения коронавирусной инфекции дети сначала были отправлены на досрочные каникулы, а затем и вовсе переведены на дистанционное обучение. Та же участь постигла студентов вузов и колледжей: все они продолжили обучение дома.

Правительство объявило режим ЧС, а министр информации и общественного развития Даурен Абаев сообщил родителям, что учиться дети теперь будут там, где их застал карантин: дома, на даче, кто-то даже в чужом городе или чужой стране.

Министерство образования и науки в экстренном порядке приступило к разработке механизмов дистанционного обучения. Обещая в скором времени выработать эффективную систему удаленного формата школьных занятий.

Основной упор изначально планировалось сделать на уроки в режиме онлайн посредством мессенджеров, таких, как Zoom, WhatsApp, Meet. Рассчитывали чиновники из Минобра и на хорошо знакомый всем «Кунделик». Некоторые учителя пробовали вести уроки в Skype. Одним словом, тестирование и реальное внедрение шагали рука об руку — времени на эксперименты было катастрофически мало.

Первый онлайн и первые проблемы

Совсем скоро стало понятно, что в реальном времени учиться дистанционно у детей не получится. Уже 1 апреля министр образования и науки Асхат Аймагамбетов поспешил обвинить во всем интернет:


Гениальное решение проблемы заключалось в том, чтобы переложить информационную нагрузку на телеканалы «Балапан» и «Ел арна», где транслировались видеоуроки по предметам школьной программы на казахском и русском языках, а также «Казахское радио» — там шли аудиозанятия для тех детей, у которых нет возможности воспользоваться интернетом или принимать телевизионный сигнал. Обратную связь должны были обеспечить электронная почта и те самые мессенджеры, отвергнутые на первом этапе введения дистанционки.

Как заявляли чиновники, пришло время, когда привычная для учителей подготовка должна быть интегрирована с цифровыми технологиями. Но заявления — это одно, а практика — совсем другое. Многие учителя не имели ранее подобного опыта. Да и не всем ученикам хватало гаджетов и ноутбуков.

Выводы за этот период дистанционного образования

Ответы на вопросы об эффективности дистанционного обучения получены еще не все. Мониторинг и анализ новой системы министерство ведет на постоянной основе. Пока мы можем говорить лишь о предварительных выводах.

Во-первых, обновленная система подразумевает большой объем самостоятельной работы ученика, так называемая активная форма обучения. Она предполагает и стимулирует самостоятельное развитие функциональной грамотности, поиск информации и получение знаний, а также ориентирована на развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и творческий подход к решению проблем. Можно сказать, что отныне девиз школьника не «Учись учиться!», а «Научился — примени!»

Во-вторых, тесты (СОРы и СОЧи) в режиме дистанционки и отсутствия прямого контроля со стороны преподавателя — идеальный способ получить высший балл (в нашем случае процент) не зубрежкой, а за счет творческого подхода и усидчивости при поиске информации. Дело в том, что тесты составлены таким образом (это не относится в полной мере к точным наукам: математике, физике, химии), что ученик не просто угадывает правильный ответ, а пишет эссе, высказывает свое мнение о проблеме, предполагает, обосновывает, доказывает. Это большая свобода — да, но и серьезная подготовительная работа: ребенок не расслабляется вне школьных стен, а ведет поиск информации как взрослый, как будущий профессионал.

И, наконец, в-третьих, дистанционное обучение — это работа с техникой, которую в обычные школьные будни он видит и использует нечасто. Это факт, с которым не поспоришь. Интернет-покрытие, устойчивый сигнал, компьютерное обеспечение — этим пока могут похвастать не многие казахстанские школы. А теперь смартфон или планшет, которые были под запретом, пока не сделаешь «домашку», стали полноценными помощниками в учебном процессе. Дети это оценили. Им понравилось делать уроки на ноутбуке, решать тесты на планшете, отправлять ответы учителю с телефона. Будущее уже здесь!

Возвращаясь к интернету. Несмотря на то, что операторы связи активно развивают инфраструктуру и проводят связь даже в самые отдаленные регионы РК, наше покрытие глобальной сетью еще далеко от того, чтобы обеспечить высокоскоростным интернетом все население Казахстана. Разумеется, это влияет на то, как дистанционное образование проходило в областях.  

Поэтому нельзя сказать, что у нас все прошло гладко. Скорей всего, огрехи в образовании в этот период и правда были, но есть возможность учесть эти ошибки и исправиться в сентябре.

Какие инструменты дистанционного образования у нас есть?

Отдельно стоит рассказать о таком уникальном и новом для нас инструменте в условиях дистанционки, как электронные учебники. Их разработкой в Казахстане занимаются уже не первый год. Как показывает международный опыт, подобное нововведение расширяет возможности предоставления информации и повышает эффективность учебного процесса. Еще один немаловажный фактор — рюкзак ребенка станет легче, не нужно носить с собой бумажные издания.

Современный электронный учебник — это универсальный мультимедийный продукт, сочетающий в себе теоретическую базу бумажного учебника с современными технологиями интернет-ресурсов и ИТ-технологий. Дети не только получают основной материал, но и смотрят учебные видеофильмы, решают тесты, рисуют, играют и все это на страницах электронного учебника, причем из любой точки мира и на любом устройстве: ноутбуке, планшете, смартфоне.

В республике уже функционирует ряд платформ, предоставляющих подобные учебные комплексы: opiq.kz, okulyk.kz, mhelp.kz и другие. Надо отметить, что на период карантина многие правообладатели обеспечили бесплатный доступ к электронным учебникам, что позволило казахстанским школьникам расширить возможности учебного процесса и приобщиться к новым технологиям в образовании. Пандемия — двигатель прогресса!

Также у нас есть "Кунделик" — автоматизированная образовательная информационная система, которая объединяет возможности электронного документооборота для образовательных организаций и инструменты социального сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями и учениками. Ранее она становилась причиной нескольких скандалов: родители и учителя жаловались, что системой сложно пользоваться, что она не способна справиться с наплывом посетителей.

В этом году организована дистанционная подача заявок на сдачу ЕНТ. Услугой воспользовались более 100 тысяч абитуриентов. Директор Национального центра тестирования Министерства образования и науки РК Дидар Смагулов отметил, что новый формат подачи заявлений позволил существенно увеличить количество желающих сдать ЕНТ и показал свою доступность.

Удивительно, но одними из главных инструментов образовательной системы стали мессенджеры и приложения для видеосвязи — большинство педагогов предпочло пользоваться этими решениями. Правда, возникает другой вопрос: насколько корректно использовать продукты, которые хранят личную информацию учеников на зарубежных серверах?

Подготовка к новому учебному году

4 августа на селекторном заседании Правительства под председательством премьера Аскара Мамина о подготовке к началу нового 2020-2021 учебного года доложил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. Основной тезис выступления главы ведомства: с 1 сентября учебный год начинается в формате дистанционного обучения. Лишь сельские и некоторые региональные малокомплектные школы начнут работу в штатном режиме.

По словам министра, до 25 августа школьникам выдадут необходимые учебники, при этом все бумажные версии обязательно должны будут сопровождаться электронными форматами, доступ к которым будет свободным и бесплатным.

К учебному процессу вновь подключаются отечественные телевизионщики: уроки для казахстанских школьников будут транслировать на двух телеканалах: вновь созданном «Аль-Фараби» и уже известном нам «Ел арна». В населенных пунктах республики обещают установить дополнительные спутниковые антенны, которые обеспечат уверенный прием телевизионной картинки. Все телеуроки будут продублированы в сети интернет, где их можно будет еще раз просмотреть.

Одним из важнейших по-прежнему остается вопрос обеспечения школьников компьютерами на период дистанционного обучения. Далеко не у всех детей есть такая техника, а во многих семьях один компьютер на двоих-троих детей. И если занятия идут в одно время, это становится большой проблемой.

Министерство образования совместно с НПП «Атамекен» и общественным объединением «Менің Атамекенім» обратилось за помощью к казахстанцам. Задача — собрать средства на компьютеры, ноутбуки и планшеты для тех, кто не имеет возможности приобрести их. В первую очередь, техника для дистанционного обучения будет передана в многодетные, малообеспеченные и неполные семьи, а также детям, чьи родители имеют инвалидность. Правда, казахстанцев просить и не нужно, они занимались такой благотворительностью и раньше. Например, герой нашей недавней статьи.

Компьютеры будут поставлены на баланс учебных заведений и передаваться детям во временное пользование. Для подачи заявки на получение бесплатной техники запущен специальный сервис на сайте qoldau.edu.kz. Очередность передачи компьютеров детям определена Министерством на основании мониторинга школ.

Проблемы с интернетом в отдаленных селах обещает решить «Казахтелеком». По информации компании, до конца текущего года национальный оператор связи завершит строительство более чем 14,5 тысяч километров волоконно-оптических сетей, что должно обеспечить высокоскоростной доступ в интернет почти 2 500 государственных учреждений в 828 селах. Сейчас такая возможность уже имеется у жителей более 1 200 сельских населенных пунктов.

В свою очередь, министр образования сообщил, что ведутся переговоры с профильными структурами и операторами мобильной связи о снижении тарифов для учебных целей. К сожалению, сделать полностью бесплатным интернет для школьников пока не планируется.


Не скрывают в Министерстве обеспокоенность формой дистанционного обучения для учащихся начальных классов. В этом году для почти 400 тысяч первоклашек должен был прозвенеть первый в их жизни звонок. Дело в том, что маленьким ученикам нужна особая атмосфера, для социальной интеграции и приобретения навыков поведения в обществе просто необходима поддержка педагога и нахождение в коллективе сверстников. Именно поэтому для них откроют специальные дежурные классы, для посещения родителям нужно будет написать соответствующие заявления.


В дежурных классах в одном кабинете будет один учитель по всем предметам. Обязательное условие — строгое соблюдение санитарных норм (замер температуры, наличие маски, применение санитайзеров). Родителей в школу не пустят, режим обучения будет посменным, перемены классов — в разное время, чтобы дети не пересекались в коридорах. При этом часть уроков будет проходить все в том же дистанционном режиме.

Претерпит изменения и учебная программа для первоклассников. В классах с государственным языком обучения в первом классе вместо предмета «Сауат Ашу» (Уроки просвещения) дети будут изучать «Әліппе» (Букварь) и «Ана тілі» (Родной язык). В классах с русским и другими языками обучения вводится «Букварь» и «Обучение грамоте».

Основой для подготовки «Әліппе» станет методика Ахмета Байтурсынова. В настоящее время министерство продолжает работу по разработке программ и учебников.

Всего в дистанционном формате обучения с использованием интернет-платформ и телевидения будут обучаться 2,6 миллиона казахстанских школьников. Еще 530 тысяч детей начнут обучение в дежурных классах. В штатном режиме 1 сентября школы встретят более 157 тысяч учащихся.

От редакции: Коронакризис прошелся по всем отраслям нашего существования, и мы еще долго будем лечить оставшиеся после него «болячки». Сфера образования, возможно, одна из самых проблемных: все-таки от нее зависит будущее молодых специалистов, а следовательно, и всей страны. В главном образовательном ведомстве надеются, что постепенное возвращение к традиционному формату обучения возможно уже в обозримом будущем.

Точные сроки пока назвать никто не берется. Но первыми за парты планируют возвращать учеников начальных классов. А если медики подтвердят отсутствие новых случаев заражения коронавирусной инфекцией, тогда уже все классы без каких-либо ограничений будут проходить обучение в традиционном формате.

Но не стоит забывать, что ВОЗ предсказывает новые волны пандемии. Поэтому, как бы мы ни надеялись, что все вернется на круги своя, стоит готовиться и к затяжному карантину — и именно поэтому важно апгрейдить всю систему образования именно сейчас.

Алексей Кузьмин