Все об IT в Казахстане: то, что надо знать каждому

Все об IT в Казахстане: то, что надо знать каждому

В виду всплеска мошеннических действий телефонного и интернет характера, как никогда актуальна и важна тема усиления информационной безопасности. В связи с этим, и не только, не отстает в динамике и рынок IT, тенденции которого обновляются с заметной скоростью.

Мы поговорили с генеральным директором ALSI Дауреном Хамзиным о его видении основных тенденций в IT-отрасли Казахстана на ближайшие 3 года, а также о трудностях, которые испытывает отечественный рынок в области информационных технологий.

 Даурен Хамзин, Генеральный Директор ALSI.

Об IT-трендах

Если говорить о бизнесе, то данный сегмент переходит к сервисной модели обслуживания. Будут развиваться IT-аутсорсинговые услуги. Это касается как крупного, так и малого и среднего бизнеса. Держать у себя штат квалифицированных IT-специалистов, а также иметь на своем балансе кучу оборудования, которое надо обслуживать и содержать — это совсем не выгодно, и бизнес начинает понимать, что сервисная модель лучше, чем содержание собственного штата технического персонала.

До 2025 года многие бизнес-структуры перейдут на Applications (приложения), и потребуется большое количество разработчиков. Появляется очень много данных, программных решений, и, соответственно, их нужно где-то хранить — это является толчком для дальнейшего развития IT в Казахстане.

Какие трудности испытывает IT-рынок Казахстана?

Нехватка квалифицированных кадров и большая конкуренция со стороны внешних специалистов IT-рынка, к примеру, России, Украины, которые сегодня активно заходят на рынок Казахстана. Это не только фрилансеры, но и целые компании, составляющие конкуренцию местным.

Ввиду этого, сейчас IT-сообщество Казахстана выдвигает предложения для Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан с целью обеспечить защиту IT-рынка от внешних воздействий.

Российский бизнес и его специалисты — абсолютно другая категория, отличная от нашей, и чтобы обезопасить местное производство и айти-игроков, есть определенные рекомендации для МЦРИАП РК. Пока что данные предложения находятся на стадии рассмотрения.

В начале года мы с IT-сообществом Казахстана проводим регулярные встречи с профильными министерствами, где обсуждаем, как можно защитить казахстанский бизнес в существующих реалиях, принимая во внимание геополитическую ситуацию в мире. Казахстан находится в глобальной системе координат, и мы не можем не учитывать ее. Все необходимые меры будут приниматься.

Спрос на какие IT-услуги наблюдается в Казахстане?

Первое. Проведение IT-аудита в разных секторах, представленных отечественными заказчиками. IT-аудит показывает наиболее уязвимые места в ИТ-инфраструктуре, участки, в которых нужно провести оптимизацию.

Второе. IT-аутсорсинг — комплексное сервисное обслуживание, услуги по аутсорсингу печати.

Если говорить о государственном секторе, то тут в течение последних лет рассматривается вариант перехода на сервисную модель. Это относится и к квазигосударственному сектору.

Бизнес испытывает большую потребность в коммерческих ЦОДах (центрах обработки данных). Чтобы не держать большие вычислительные мощности у себя, для высвобождения ресурсов компании будут арендовать стойки-места в серверных комнатах.

Потребность в оснащении рабочего пространства офисных сотрудников, клиентских решениях сохраняется.

Будет ли актуален формат удаленной работы в Казахстане?

Два года пандемии показали, что удаленная работа в нашей сфере, в принципе, не мешает дальнейшему развитию и росту бизнеса. Вспышки коронавируса все еще случаются и, пока не появится коллективный иммунитет, работа вне офиса будет обыденным делом. Удаленный формат актуален и многие компании в целях заботы о здоровье сотрудников уходят на home-office.

Банки, правительственные и коммерческие организации остаются на удаленке — это выгодно с точки зрения экономии рабочего места и поддержания безопасности.

Что поможет обеспечить эффективность удаленной работы компаний с точки зрения ПО?

Решений много. Это и VDI (виртуальный рабочий стол от VMware), решения видеоконференцсвязи от Cisco, корпоративная платформа Microsoft Teams, объединяющая в рабочем пространстве чат, встречи, заметки и вложения и др.

Пандемия показала, что все эти решения как никогда актуальны, нужны, эффективны. До этого онлайн-совещания воспринимались не совсем правильно, но за последние два года наоборот, я и мои коллеги отмечают, что сам формат онлайн-встреч наводит порядок — появился четкий регламент выступлений, все участники друг друга слушают, вовремя реагируют, сохраняется этика деловых отношений.

Сегодня в Казахстане наблюдается всплеск мошеннических действий, в особенности, телефонного/интернет характера. Правоохранительные органы говорят, что раскрыть и расследовать интернет-мошенничества достаточно сложно.

Тема онлайн-мошенничеств, к сожалению, не нова, и она уже давно заставляет казахстанцев быть начеку. Увы, мошенничества есть и будут, пока есть доверчивые граждане.

В первую очередь, думаю, забота о гражданах должна исходить от финансовых институтов в симбиозе с общественными организациями. Своевременное информирование населения о появлении нового вида мошенничества необходимо, особенно, когда это касается старшего поколения, более доверчивого и не разбирающегося в тонкостях финансовых махинаций, подверженного атакам недобросовестных людей.

Так, недавно стало известно, что Министерство внутренних дел начало рассылать казахстанцам SMS профилактического и предупредительного характера об участившихся фактах мошенничества. МВД призывает казахстанцев быть бдительными и соблюдать меры предосторожности.

Второе. Существуют программные продукты, ограничивающие спам-звонки, к примеру. Может, вы слышали о подобных. Пользователь помечает звонок как "спам" либо "мошенничество", база сохраняется в листе, и входящий звонок с незнакомого номера не сможет дойти до конечного абонента. У него будет только лист доверенных контактов, которые могут дозвониться.

В онлайн-банкинге, к примеру, давно используется двухфакторная аутентификация, нужно также регулярно менять пароли доступа к услугам банкинга, проверять движение средств, использовать 3D-защиту, остерегаться фишинговых ссылок.

Самое главное: не разглашать персональные данные, реквизиты, кодовые слова, предотвращая утечку конфиденциальной информации.

Информационная безопасность предполагает некий выбор: ты или задумываешься о ней, или же игнорируешь. Одни, покупая ноутбук, заклеивают камеру, ставят антивирусное ПО, на смартфонах для установки приложений пользуются официальными источниками App Store, Play Market и др., другие рискуют.