Зачем банкам Big Data и ML
Общепринято, что Big Data — один из основных современных трендов развития финтеха. Сфер применения довольно много, но сегодня мы остановимся на применении Big Data в банковской сфере. Например, кому и какой продукт предложить? Может, клиенту пора сменить машину, и ему стоит предложить автокредит?
За последние годы технологии Big Data кардинально изменили бизнес компаний, позволив одним игрокам рынка получить невероятную прибыль, а другим, напротив, принять предложение о слиянии с более технически развитыми конкурентами. Коснулись эти преобразования и банковской системы, в которой все основные процессы частично или полностью оцифрованы. Информация непрерывно циркулирует, обрабатывается и видоизменяется, консолидируется и учитывается при принятии решений, хранится в удобном для доступа месте и формате до истечения установленных сроков. В автоматическом режиме с согласия клиентов и операторов в целях повышения качества обслуживания системы собирают вспомогательную информацию и метаданные.
С приходом в казахстанский банковский сектор технологий Big Data, именно эти метаданные стали представлять особый интерес для большого числа специалистов. Использование инструментов и аналитических моделей Big Data позволило существенно упростить такие процессы, как, например, построение стратегии защиты от мошенничества, прогнозирование снижения спроса, оценка влияния на продажи внешних экономических факторов или организация программ лояльности и многое другое. По мнению советника председателя совета директоров Freedom Bank Айдоса Жумагулова, говоря о внедрении нового инструмента в банковскую систему, речь идет прежде всего о трансформации самой организации.
"Новые технологии позволяют менять подходы людей на фоне меняющихся трендов, рынка. Искусственный интеллект позволяет масштабировать продукты и процессы, менять стандарты, превращать годы — в месяцы, месяцы — в часы.
Безусловно, все это откладывает отпечаток на развитие бизнес-стратегии. То, что было 10-15 лет назад, сейчас нерелевантно. Поэтому мы на всех площадках форума Digital Bridge говорим о том, что ИИ пришел в банки и финансовый сектор, чтобы изменить подходы и стандарты", — отмечает эксперт.
Big Data в Казахстане
Использование данного инструмента в казахстанской банковской системе уже не новость. Вопрос лишь в том, насколько тот или иной банк использует новые цифровые возможности. Учитывая растущую клиентскую базу, для банков важно правильно настроить поток и хранение данных. Сегодня данная функция используется практически во всей казахстанской банковской системе. Но каждый использует это в разных направлениях, все зависит от вида бизнеса.
"Кто-то применяет это в карточных транзакциях, другие — в контактном центре, в скорингах, моделировании. Мы, кроме всего прочего, применяем в оценке недвижимости, автотранспорта, в цифровых продуктах.
По нашим прогнозам и опыту мы видим, что ИИ будет проникать во все процессы организации. Неважно, что это: бухгалтерия, бюджетирование, комплаенс. Это релевантно с учетом макроэкономики, геофакторов и всем тем, что происходит сейчас в мире", — прокомментировал Айдос Жумагулов.
На примере Freedom Bank можно проследить внедрение успешного кейса Big Data и ML в банковский сектор. Например, в контактном центре — это внедрение аналитики синтез речи, когда по ключевым словам понятен конкретный запрос клиента. В кредитовании ML используется в оценке недвижимости либо автотранспорта. Как отметил спикер, в скоринге для просчета рисков используются новые ML-модели, которые персонально таргетируют риск и процентную ставку и позволяют больше не усреднять платежеспособного с неплатежеспособным клиентом.
"Также большие данные и ML применяются в антифроде и комплаенсе. Это позволяет выявлять дропперов или фродеров, борются с социальной инженерией", — отмечает эксперт.
Подводные течения
Надо понимать, что внедрения нового всегда сопровождается какими-то помехами. Внедрение BG и ML не исключение. Как отмечает эксперт, причин может быть несколько: прежде всего, это вопрос принятия риска и ответственности менеджментом. Не всегда легко меняться и принимать эти изменения. Но не потому, что это страшно. Это энерго- и ресурсозатратно, когда ты пытаешься внедрить крутую технологию в те процессы, которые не поддерживают возможность коммуницировать с этим технологическим решением.
"Поэтому, прежде чем применять данные технологии, организация должна быть готова структурно, должна иметь соответствующую инфраструктуру. Надо понимать, что мир, рынок и технологии будут еще больше комлементировать. Банкам, страховым компаниям, микрофинансовым организациям, платежным организациям необходимо менять свои процессы и подходы. Это, наверное, один из самых главных факторов принятия технологий в свою организацию, инвестировать время и ресурсы в изменения", — заметил Айдос Жумагулов.
Немаловажная роль в данном вопросе относится к безопасности. Сегодня много говорится об утечке данных. В банках существует IT и информбезопасность. Это касается клиентской базы, то есть защита. В Европе это свод правил GDPR, в Казахстане — код доступа, когда клиент соглашается, что его данные будут предоставлены той или иной финансовой организации. Как отмечает эксперт, безопасность персональных данных клиентов — приоритет банков. Банки уделяют огромное количество времени и средств для защиты, так как, например, социальная инженерия прогрессирует тоже большими темпами.
Кадры есть
Работать с новыми технологиями в Казахстане есть кому. По мнению эксперта, сегодня уже не приходится говорить о проблеме кадров в области IT, за эти годы выросло целое поколение амбициозных и продвинутых ребят, готовых двигаться вперед. Как говорил Архимед: дайте мне точку опоры, и я переверну мир.
"В Казахстане достаточно много талантливых людей. Кого-то мы взращиваем сами, иногда приглашаем экспертов. Мне кажется, нет глобальных проблем с кадрами, есть вопросы к задачам, которые могут вдохновить и привлечь ребят в твою организацию. Если твоя компания ставит амбициозные планы, то ребята сами придут, потому что им интересно творить и созидать новое", — считает Айдос Жумагулов.