Наращивание экспортного потенциала Казахстана требует творческого подхода

Наращивание экспортного потенциала Казахстана требует творческого подхода

В Алматы состоялся StrategEast State and IT Eurasian Forum – это ежегодное событие, которое проходит в одном из городов Евразии. В этом году его впервые принимает Казахстан. Форум объединяет представителей мировых и местных технологических компаний, правительств, международных финансовых институтов и агентств по развитию. 

Среди участников и Анатолий Моткин — успешный технологический инвестор с многолетним опытом публичного консультирования и медиа предпринимательства в США, ЕС и Евразийском регионе. Он начал свою карьеру в качестве медиа-менеджера, а затем перешел в стратегический консалтинг, работал советником и инвестором как в государственном, так и в частном секторах, успешно поддержав ряд ИТ-проектов.

Во время Форума редакция Bluescreen поинтересовалась у эксперта его видением развития IT-индустрии в Казахстане:

– Всего пару лет назад IT-индустрия в Казахстане обслуживала преимущественно внутренний спрос, потому что у вас есть большое количество состоятельных компаний, которые нуждаются в высоком уровне цифровых услуг, и они, собственно, определяли спрос. У этого факта есть как свои преимущества, так и недостатки. С одной стороны, все друг друга ментально понимают. С другой, когда варишься в собственном соку, не всегда получается хорошо и правильно интегрироваться в глобальную сеть поставок, в IT-экосистемы. Два года назад я участвовал в форуме Digital Bridge. МЦРИАП и Astana Hub пригласили меня выступить перед президентом и рассказать, на примере грузинского опыта, какие инструменты существуют для стремительного формирования успешной IT-экосистемы. На тот момент уже было принято решение запустить программу TechOrda, нацеленную на развитие экспортного потенциала Казахстана, и нам хотелось поделиться своим опытом для более успешной ее реализации. А именно, как максимально эффективно конвертировать выпускников в новые рабочие места. Как показывает опыт, IT-скиллы состоят из двух компонентов: технологические навыки и delivery навыки, то есть способность профессионально коммуницировать с внешними заказчиками, а также эффективно поддерживать внутреннюю коммуникацию внутри своей компании. И в этом вопросе важна практика. Можно научиться программированию, посмотрев YouTube. Но это не поможет в работе с международными заказчиками. А для этого надо посмотреть изнанку, т.е. набраться практического опыта в международной компании. 

– Когда речь заходит об опыте, какие компании вы имеете в виду?

– Когда я говорю крупные, я подразумеваю не вендоров, вроде Google или Amazon. Они не планируют пока открывать здесь свои центры разработки. Подобные компании являются поставщиками качественных продуктов в нашем регионе, но их центры разработки находятся в других странах. Важны такие компании, как EPAM, Exadel, Sigmasoft, которые готовы и заинтересованы привлекать местных специалистов к разработке программных продуктов, и у них можно многому научиться. 

– Г-н Моткин, хотелось бы услышать от вас, насколько важна репутация государства в IT-мире? Согласитесь, тема на сегодня злободневна.

– Важна история репутации страны. И это не про политику. Это репутация страны среди тех, кто потребляет цифровые услуги. Это не история про природу власти в стране. Например, Беларусь воспринимается в мире как авторитарная страна. Но многие до сих пор предпочитают потреблять оттуда цифровые услуги, потому что их качество высоко. Это то, чего не хватало Казахстану, как мне кажется. Все любят говорить о стартапах, что это такая классная штука. Но на самом деле код для тех же стартапов пишут тоже программисты, которых нужно все больше и больше. Это как с домами: их тоже строят люди, но не все же эти люди – архитекторы. Сегодня стоит задача – продвижение Казахстана и региона в целом, как надежного поставщика цифровых услуг. И в этом плане хочу отметить существенное продвижение в региональном сотрудничестве: год назад Министр Мусин и Министр из Узбекистана Шарматов уже сделали совместное заявление о региональном сотрудничестве в области развития цифровой экономики. Например, Казахстан запустил SilkRoad innovation Hub – место, где стартапы из Центральной Азии и даже Кавказа могут собираться в Сан-Франциско и показывать, что хотят, какие продукты у них есть, встречаться с людьми и так далее. И это очень полезная инициатива.

– Согласно официальным данным, у Казахстана в плане IT-экспорта очень неплохие показатели. 

– Всего два года назад формально в Казахстане было, по-моему, свыше миллиарда долларов IT-экспорта, а на самом деле экспорт чисто цифровых услуг был миллионов на 35-40. Но за минувшие два года, особенно после запуска программы Tech Orda, мы наблюдаем качественный скачок. Главное сегодня даже не цифры, а что в стране имеется целенаправленная программа. Думаю, показатели будут набирать оборот, потому что, кроме того, что это не только популяризация Казахстана как надежного поставщика услуг, но популяризация IT, как наиболее перспективного дела среди молодежи. Чтобы они думали о том, чтобы становиться айтишниками. Классический пример был в Узбекистане, где ещё три года назад каждый молодой узбек говорил, что хочет стать либо полицейским, либо прокурором. А сегодня уже очень многие молодые узбеки мечтают стать айтишниками. Это говорит о том, что IT стало для многих залогом благосостояния и стабильного будущего. 

– Тут возникает другая проблема, когда эта самая молодежь становится классным ИТ-кадром, то они ищут пути выхода за границу. Извечный вопрос: как удержать?

– Есть два пути. Во-первых, KPI любых образовательных программ должен измеряться не в количестве выпускников, а в количестве созданных рабочих мест. Первый путь связан с тем, что айтишника невозможно перекупить деньгами. То есть, их привлекают интересные проекты, челленджи, кто руководит проектом. И чтобы люди оставались, их надо обеспечить интересной работой, а не только высокооплачиваемой. И привлекать те компании, которые будут обеспечивать их работу, создавать им преференции. С другой стороны – само государство должно давать интересную работу. Ведь, например, Силиконовая долина выросла вокруг военной индустрии, потребностей армии, которая нуждалась в качественной продукции, но не требовала скорой окупаемости. Должен быть какой-то государственный субъект, которому не жалко денег, и которые не смотрят на это как на инвестицию. А смотрят на конечный качественный продукт. Это могут быть органы государственной безопасности, оборонка, Нацбанк. Они должны подбрасывать интересные проекты местным компаниям на тендерной основе. И это будет стимулировать молодежь оставаться здесь. Для них важен личностный рост, и исключительно финансовым стимулом их невозможно остановить.

– Хорошо, но только супер-проектами всех не удержишь. К тому же, есть рутинная работа, которую тоже кто-то должен делать. Как быть тут?

– Есть решение. С медицинской точки зрения, тридцатилетний человек довольно-таки молодой. С точки зрения айти компании, это старик, который не способен осваивать каждый месяц новый язык программирования. Нужно обучать людей, которые 30+. Да, они будут работать в госорганах, потому что готовы на меньшую зарплату, сохраняя стабильность. Именно так решали эту проблему в Беларуси и Грузии. Главное в этом вопросе: правильный подход.