Грузоперевозки «в облаках». Применение облачных технологий в логистике

Грузоперевозки «в облаках». Применение облачных технологий в логистике

Проблемы грузоперевозок

Еще несколько лет назад немецкие специалисты по грузоперевозкам убеждали, что облачные технологии не будут успешны в логистике, потому что это бизнес, основанный на доверии. Люди садились за стол переговоров, присматривались друг к другу, договаривались, подписывали контракты, и только после этого начиналось сотрудничество. Было сложно даже подумать о том, чтобы доверить свой груз компании, которой ты никогда «не смотрел в глаза».

Автомобильные перевозки — это котел, где бурлят сотни тысяч разношерстных игроков: индивидуальных предпринимателей, маленьких компаний и больших корпораций. В нишу постоянно выходят новые фирмы, они ищут работу, хотят быстрее перевезти груз, сэкономить. Главная проблема отечественного рынка — это надежность перевозки. Экспедиторские компании и частные диспетчеры вообще не обладают ни автопарком, ни ресурсами. Они просто «пробивают» цены и сводят заказчиков с исполнителями, взимая за это свои комиссионные проценты. В этой ситуации заказчикам требуются дополнительные гарантии надежности вывоза и доставки большого объема грузов.

Еще одна проблема — это документооборот. Для самой простой автомобильной перевозки требуется минимум 11 документов: товарные накладные, товарно-транспортная накладная и другие. Нужны описание груза, копии паспорта водителя, документы на машину. При перевозке, например, алкогольной продукции, количество документов может измеряться десятками. Хранение документации на перевозку — большая проблема. Решить ее, в принципе, можно и через стандартные необлачные программы, например, 1С, Oracle. Эти компании предлагают вам купить их софт (например, решение от Oracle стоит от $100 000), установить на компьютер и вносить все данные перевозок вручную. У средней компании в месяц количество грузоперевозок может исчисляться тысячами, и, чтобы вносить все эти данные в компьютер, нужен целый штат специалистов.

Облачные решения

Логистические компании используют ряд специфичных для бизнеса приложений. Это может быть, например, Yard Management System (YMS), которая отвечает за управление складской территорией и размещение на ней транспортных средств. Transportation Management System (TMS) — система для управления перемещением груза из пункта отгрузки до пункта выгрузки. Или Warehouse Management System (WMS), регулирующая нахождение и движение товарных и материальных ценностей непосредственно на складе. Такие приложения критичны для бизнес-системы, и от их качественной работы зависит эффективность деятельности транспортной компании. Поэтому компании предпочитают развивать подобные системы и управлять ими преимущественно самостоятельно.

А вот с фундаментом для IТ-систем — инфраструктурой — не все так однозначно. Серверная, телекоммуникационная и инженерная инфраструктура для дата-центра — это непрофильная статья затрат для логистов. К тому же, достаточно весомая в общем объеме издержек. По этой причине многие транспортные компании и складские комплексы все чаще предпочитают брать в аренду вычислительные мощности. Благодаря аутсорсингу они могут расходовать средства максимально эффективно. Достаточно заключить договор с одним или несколькими поставщиками облачных услуг и регулярно вносить абонентскую плату. После этого можно управлять в дистанционном режиме бизнес-приложениями и логистической цепочкой, в целом, в рамках единой облачной платформы. Иными словами, облако позволяет логистам переложить всю технологическую рутину на плечи поставщика сервиса, а самим заняться стратегическими вопросами, такими как расширение клиентской базы, разработка и вывод на рынок новых услуг и т.д.

Логистическая цепочка включает в себя сразу нескольких участников: отправитель, перевозчик, а также заказчик. В большинстве случаев это либо разные компании, либо разные юридические лица в рамках одного холдинга. У каждого  — свои бизнес-процессы, свой электронный документооборот. Что касается груза, то здесь также необходимо учитывать целый ряд параметров: вес, объем, тип упаковки, средство перевозки, сроки и условия доставки, фактор порчи, наличие страховки, время разгрузки и погрузки, а также многое другое. Переход в облако и использование единой среды для коммуникации дает возможность всем участникам унифицировать процессы и вывести их на качественно новый уровень

Облачный трейсинг

Кроме удовлетворения собственного любопытства, трейсинг (отслеживание передвижения груза по маршруту) может помочь компании рассчитать точное время прибытия машины в точку доставки. С помощью этих данных можно планировать поставки и решить проблему пустых полок и лишних запасов. Трейсинг поможет оценить качество перевозчика. Например, машина должна забрать груз в 9 утра. Если грузовик приехал вовремя, ему ставят 1 балл, если опоздал — 0, если приехала на 40 минут раньше — 0,5. Так можно автоматически посчитать КПД каждой перевозки и получить объективный рейтинг качества перевозки каждого контрагента.

Безопасность

Многие логистические компании обращаются к облаку, чтобы решить вопрос с надежным хранением и защитой корпоративной информации. Тем самым они снимают с себя вопрос поддержки соответствующей IТ-среды и уменьшают риски. В результате получают доступ к инфраструктуре, спроектированной и построенной по мировым стандартам, с задублированными площадками. Использование второго, а иногда и третьего дата-центра — это гарантия того, что выход из строя единичного оборудования не скажется на работе размещенных в облаке сервисов.

В инфраструктуре крупных облачных провайдеров используются средства защиты информации по всему периметру, включая защиту каналов связи и системы предотвращения DDoS-атак. Ежегодно поставщики облачных услуг проводят проверки своих платформ на уязвимости при участии независимых аудиторов. А для наиболее требовательных к безопасности данных клиентов, работающих с персональными данными, строят выделенные сегменты в соответствии с требованиями регуляторов.

Чтобы обезопасить корпоративные данные от потери строятся устойчивые архитектуры на базе ЦОД или облака. Например, на базе облачных мощностей можно создать копию инфраструктуры заказчика. На нее произойдет переключение в случае форс-мажоров на локальной площадке. Такая страховка от сбоев привлекательна тем, что позволяет оплачивать услуги только в момент использования внешних ресурсов. Пока «резерв» стоит «холодным», платить за него не надо. Одновременно с этим компании часто используют облачный бэкап для наиболее важных данных.

Дешевле и быстрее

Провайдеры и разработчики ПО также учитывают растущую потребность логистических компаний в аутсорсинге. Они предлагают целый пул систем в SaaS-режиме, акцентируя, что с их помощью можно снизить затраты на лицензии. Так, для сокращения времени доставки используются автоматизированные системы, прокладывающие оптимальные маршруты. Для минимизации человеческого фактора и повышения эффективности можно и нужно использовать решения для управления поставками. Требуется информация о том, где находятся груз и транспорт в настоящее время? На этот вопрос ответят системы, отвечающие за автомониторинг и контроль сохранности перевозимой продукции (температурный режим, условия перевозки). Они способны контролировать сроки доставки в режиме реального времени.

Аудит

Важный момент: при миграции в облако прикладных систем важно провести анализ архитектуры приложений, чтобы удостовериться, что они будут работать в облаке эффективно. Сейчас многие разработчики предлагают системы с cloud native архитектурой, но по-прежнему многие логистические компании эксплуатируют традиционные системы, которые переносить в облако нельзя. Это может отразиться на производительности сервиса и повлечь множество ошибок. Для многих компаний аудиты стали практически обязательным элементом работы, так как результативность проекта напрямую зависит от своевременного анализа и дальнейшей оптимизации системы.

Кстати, для быстрого наращивания функциональности логистических систем можно воспользоваться микросервисной платформой. С ее помощью создают отдельно стоящую систему автоматизации требований, но при этом не связанную с основной логистической системой (ERP, WMS или TMS). При этом интеграция требует минимального изменения кода основных систем, ее можно провести достаточно быстро. В результате удастся добавлять уже описанные функциональные блоки. Либо же вынести несвойственную функциональность вовне и дорабатывать ее там, при необходимости возвращая обратно к основному модулю системы. Хороший пример — внедрение CRM или SRM-систем, работающих совместно с имеющимися логистическими системами. Внедрение отдельно модулей CRM или SRM тоже возможно, но применение микросервисного подхода позволяет получить дополнительный бизнес-эффект. Например, в виде возможности практически неограниченного расширения функциональности при централизованном управлении. В дальнейшем это позволит сократить затраты на инфраструктурное обеспечение и интеграцию целевой системы.

Сегодня как никогда инновационные технологии являются ключевым драйвером цепи поставок, позволяя транспортным операциям протекать гладко и быстро. При этом облачные вычисления в логистике не только повышают надежность и эффективность операций, но также обеспечивают снижение транспортных затрат. Используя облачные системы для управления транспортной логистикой (TMS) и складской логистикой (WMS), логисты получают в свои руки эффективный инструмент планирования и управления цепью поставок для повышения уровня обслуживания своих клиентов.