Как правильно рассказывать ребенку о нежелательном контенте в интернете

Как правильно рассказывать ребенку о нежелательном контенте в интернете

Телефоны и гаджеты — часть жизни современных детей. Как и в любом деле, нужно учитывать пользу и вред, который интернет несет детям. Признаем, что полностью изолировать их от всемирной паутины невозможно.

По словам психологов, пользоваться смартфоном детям лучше всего с трехлетнего возраста. У детей от года до трех лет происходит формирование всех основных процессов — запоминания, понимания, разработка мелкой и крупной моторики. Когда малыши привязаны к телефону, на экране которого постоянно меняются разноцветные картинки, они утрачивают способность мыслить и размышлять, чему-то учиться. Они повторяют то, что видят. Развивающие мультики можно показывать после трех лет, но в ограниченном количестве.

А что делать с подростками? Отметим, что компьютер и смартфон — это гораздо больше, чем соцсети и игры. Это еще и возможности для интересной вовлекающей учебы и получения актуальных практических навыков. Если взяться за этот вопрос через обучение, ваш ребенок сможет разобраться с основами программирования, дизайна, создания и видеоконтента — даже если ему всего лишь 8-9 лет! Как результат, у вашего ребенка появится настоящее хобби и понимание, чем именно он хотел бы заниматься дальше.

В этой статье мы собрали отзывы родителей после начала обучения их детей и советы психологов о том, как разговаривать с детьми о нежелательном контенте.

Станьте первыми проводниками в виртуальный мир

Лучший сценарий, если вы будете направлять своего ребенка перед его выходом в интернет. Мягко поясните, что всемирная паутина — место, где обитают разные люди, соответственно разный контент. Некоторые материалы предназначены только для взрослых, иногда они имеют пометку 18+. Если между ребенком и родителем выстроены доверительные отношения, то первый может спросить, с чем связан этот контент и почему его нельзя смотреть. Вы можете рассказать про запретный контент своими словами в максимально доступной манере.

Концентрируйтесь на содержании, а не на времени

Качество контента важнее времени, которое ребенок проводит перед устройством. Пусть в приоритете будут образовательные игры и программы, которые помогали бы ребенку тренировать навыки внимания или общения. Можно направить сильную увлеченность ребенка в полезное русло, например, записав его на курсы по программированию для детей. Тем самым ребенок будет учиться новым навыкам, которые может применить в будущем. И, возможно, любимое хобби станет будущей профессией. Одна из мам студентов летнего IT-лагеря в Алматы поделилась отзывом, в котором рассказала, как ребенок изменился во время обучения:

"Академия ШАГ — это настоящая находка. Мой сын начал ее посещение с летнего лагеря и в прямом смысле влюбился в эту школу, в профессию программиста. И если он раньше мог часами играть в телефон, то сейчас он с таким же удовольствием и рвением познаем все новое в компьютере (...)".

По словам преподавателей академии ШАГ, переключить внимание детей им помогают те же инструменты и площадки, где дети ранее были лишь наблюдателями. Например, блоги на YouTube — многие дети часами смотрят видеоконтент. А ведь они могут создавать его сами! На курсах дети могут проходить обучение по фотографии и YouTube. Обучаться основам съемки на профессиональный фотоаппарат и телефон, ведению блогов и каналов на YouTube, съемке и обработке стоп-моушн видео в Adobe Spark, наложению звуковой дорожки и переходам между фрагментами видео, созданию слайд-шоу из изображений, добавлению субтитров.

Самые маленькие студенты нашей академии учатся сами создавать игры и сюжеты с помощью специальной техники Scratch. Тем самым, ребенок не просто убивает время в интернете, а приобретает новые навыки, создает контент, развивает творческое мышление и делится им со всеми другими пользователями.

Прислушайтесь к психологам и не паникуйте

Одна из самых авторитетных детских психологов Людмила Петрановская советует родителям не думать, что если у вашего ребёнка в руках телефон, то он обязательно занимается чем-то не тем и тратит время зря. Психолог считает, если ребенок играет в игры, то это тоже развивающая деятельность.

"Многие дети и с гаджетом хорошо проводят время: смотрят вполне осмысленные передачи, общаются с одноклассниками, друзьями, играют через интернет. Многие используют программы для рисования, анимации. Важно, чтобы он не сидел в гаджетах по шестнадцать часов в сутки, потому что это не очень хорошо для здоровья", — говорит Петрановская.

Если вы хотите все же контролировать время и контент из интернета, который могут увидеть ваши дети, то даем полезный список приложений:

С помощью этого приложения родители могут создать комплексную защиту в интернете для ребенка. Есть возможность создавать списки нежелательных сайтов, отслеживать действия детей в сети, ограничивать время пользования. Приложение также блокирует все нежелательные для детей сайты. SafeKiddo доступно для тестового периода, а затем необходимо выбрать тариф и заплатить за три месяца пользования.

Зачастую дети реагируют на навязчивую рекламу и всплывающие окна. За ними могут скрываться фишинговые сайты и вредоносные программы, которые ребенок может принять за игру или что-то другое. Для этого советует скачать браузер, который ограничит рекламу.

Adblock Browser блокирует все виды интернет-рекламы, в том числе видеорекламу на YouTube. Приятным дополнением станет то, что с помощью этого браузера страницы грузятся быстрее, не расходуется трафик и батарея устройства не разряжается так быстро. Расширение Adblock Plus позволит обезопасить компьютер ребенка.

Kid’s Shell помогает родителям выбрать ограниченный список приложений во время использования телефона детьми. Программа блокирует звонки, SMS, скачивания, установку приложений и аппаратные клавиши. В приложении есть два режима: ребенка и родителя. Если первый сделает недопустимое действие, то смартфон блокируется. Подойдет родителям до 7-8 лет.

Резюмируя, хотим посоветовать родителям прислушаться к словам психолога из статьи и не уходить в крайности. Необходимо давать детям свободное пространство, проводить профилактические беседы и предупреждать об опасностях.