Как развиваются IT-стартапы в Казахстане и какое будущее у финансовых маркетплейсов

Как развиваются IT-стартапы в Казахстане и какое будущее у финансовых маркетплейсов


По данным Finprom, объем IT-рынка в Казахстане превысил 1 трлн тенге  – растет количество молодых IT-компаний и направления, которые они охватывают. В числе тех, кто делает уверенные шаги на рынке — финтех-стартапы, в частности, финансовые маркетплейсы. В ближайшие 3-5 лет такие сервисы начнут использовать повсеместно, уверен директор по развитию финансового маркетплейса MoneyPanda Булат Юнусов. 

Выживают и множатся

Государственная поддержка, программы акселерации и частные инвестиции активно способствуют росту IT-отрасли, привлекая внимание молодых специалистов и предпринимателей. Заметный скачок в отрасли произошел за последние 3-4 года. Несмотря на то, что стартапы – предприятие рискованное, можно отметить их выживаемость на казахстанском рынке. Стартап мало создать, он должен выжить, пройти «долину смерти» (когда стартовые инвестиции заканчиваются, а прибыли ещё нет), привлечь новые инвестиции и превратиться в живой бизнес. Сейчас таких кейсов больше, чем когда-либо. Молодые IT-компании в Казахстане привлекают деньги и создают продукты, которые работают и пользуются спросом. Причем существенные раунды привлекают не только крупные компании, но и небольшие стартапы.  

От ИИ до блокчейна

Основные тренды IT-стартапов в Казахстане такие же, как во всем мире. Возглавляет этот список искусственный интеллект. Использование AI достигло промышленных масштабов. Искусственный интеллект активно применяют в бизнесе, медицине, финансовом секторе, торговле, транспорте, программном обеспечении, и даже в быту. По данным Statista, объем глобального рынка AI может достичь 250 млрд долларов к 2024-2025 годам. Казахстан не остается в стороне: число стартапов, ориентированных на разработку AI-технологий, растет. 

Кроме того, в стране популярны финтех, облачные технологии, а также блокчейн и криптовалюта. Важную роль играет цифровизация и автоматизация традиционных отраслей, в частности, здравоохранения, образования, финансов. Что касается трендов в финтехе, то здесь можно выделить open banking, необанкинг, криптовалюты, цифровизацию тенге, sme-сервисы (для малого и среднего бизнеса) и payday loans.

Кадровый вопрос 

Развитие IT-сектора создает спрос на квалифицированных специалистов, увеличивает количество высокооплачиваемых рабочих мест и стимулирует возвращение специалистов, обучавшихся за рубежом. В спросе — специалисты по искусственному интеллекту, кибербезопасности и разработке программного обеспечения. По информации Минцифры, сегодня в Казахстане насчитывается почти 150 тысяч IT-специалистов разного профиля, но для полноценного развития рынка не хватает еще почти 50 тысяч.

Только в прошлом году спрос на них вырос на 41%. В дефиците, к примеру, продуктологи, DevOps-инженеры и data-аналитики. Нельзя не отметить утечку талантов за рубеж. В стране постепенно формируется благоприятная бизнес-среда для IT-предпринимательства: расширяются возможности для профессионального роста, доступ к инновациям и технологиям, а также усиливаются программы господдержки. С учетом амбициозных планов государства по увеличению экспорта IT-услуг до $1 млрд вся надежда на кадры. 

Финтех и финансовые маркетплейсы

Казахстан в числе лидеров среди стран СНГ в сфере финтех-технологий и цифровизации финансовых услуг. Сегодня доля финтеха в разрезе казахстанских IT-проектов равна 17%. С 2018 года количество таких стартапов в стране выросло в 4 раза. Если еще 6 лет назад таких проектов было чуть больше 50, то в прошлом году перевалило за 200. 30% финтех-стартапов открываются для b2c и 21% — для b2b сегментов. При этом все стараются взаимодействовать с банками.

Очень много стартапов предлагают digital-кошельки, финансовое ПО, бэк-офисы, создают свои e-com-площадки и разрабатывают приложения для инвестиций. Одно из новых направлений – финансовые маркетплейсы. В Казахстане их совсем немного, сервисы находятся на этапе активного формирования, однако уже снискали любовь пользователей. Многие платформы предоставляют широкий спектр услуг — от сравнения финансовых продуктов до страхования, все это создает конкурентную среду на финансовом рынке.

Меньше, чем за год с начала запуска финансового маркетплейса MoneyPanda в Казахстане, мы убедились в том, что сервис востребован. Об этом свидетельствует количество пользователей платформы – на сегодня их число приблизилось к миллиону. Оно и неудивительно — запросы о банковских услугах, кредитах, инвестициях и личных финансах в числе основных поисковых запросов среди казахстанцев. Люди ищут деньги, чтобы закрывать свои потребности. Однако немало людей остаются в категории «underbanked» — теми, кому недоступны услуги традиционных банков.

По данным различных исследований и отчетов, их доля может составлять от 25% до 40% в зависимости от региона, социально-экономического положения и других факторов. Так или иначе с ними нужно работать, и на помощь приходят микрофинансовые организации, чьи продукты в большей степени представлены на казахстанских финансовых маркетплейсах. Общее количество МФО в стране — более 220. Такое количество предложений рождает спрос на то, чтобы иметь возможность взвешенно подойти к выбору привлекательного микрозайма или кредита. Именно эту задачу и решают финансовые маркетплейсы. С их помощью потенциальные клиенты могут не спеша, вдумчиво сравнить все условия, разобраться в подводных камнях, и принять окончательное решение в пользу самого подходящего для себя варианта. Это куда удобнее, чем ходить по разным ссылкам и приложениям отдельных финансовых организаций. К тому же, для банков и МФО вдумчивый клиент – априори хороший заемщик. 

Тренды в развитии финансовых маркетплейсов 

Основные тренды в финансовых маркетплейсах – это персонализация услуг, интеграция с банками и финтех-сервисами, а также акцент на мобильные приложения.  

·       Персонализация услуг 

Любой маркетплейс стремится охватить максимум финансового трафика, который есть в интернете. Поэтому персонализация услуг становится все более актуальной, так как позволяет улучшить взаимодействие с клиентами и повысить их удовлетворенность. Это достигается за счет анализа данных, рекомендательных систем, индивидуальных предложений, интуитивных интерфейсов, обратной связи и отзывов, полезного контента, виртуальных помощников, а также безопасности и конфиденциальности. Как показывает опыт MoneyPanda, такой подход работает успешно.

·       Интеграция с партнерами 

Так как сервис подбора кредита интегрирован с банками и МФО, заполняя анкету, пользователь получает решение от нескольких организаций сразу, что сильно упрощают процедуру поиска. Если раньше нужно было обойти физически или онлайн каждую отдельную компанию, заполнить десятки заявок, прикрепить документы к каждой из них, то сегодня это можно сделать в одном месте в несколько кликов.  

Нельзя не отметить готовность к взаимодействию МФО с финансовыми маркетплейсами. Те из них, что перешли в «цифру», охотно отзываются на предложение размещаться на платформе. Правда пока это те компании, которые преимущественно работают с физлицами. Постепенно подключаются и МФО, которые кредитуют бизнес. Эта тенденция набирает обороты, и, по нашим прогнозам, получит свое развитие в ближайшее время. 

·       Мобильные приложения 

Доля мобильного трафика неуклонно растет, если еще лет 10 назад в сеть выходили в основном с компьютера, то сегодня едва ли не каждый – со смартфона. С учетом роста мобильных технологий и изменения потребительских предпочтений, развивается тренд на мобильные приложения среди финансовых маркетплейсов. В Казахстане он скорее в зачаточном состоянии, но полагаю, это вопрос времени. 

Какой прогноз? 

По моему мнению, финансовые маркетплейсы в Казахстане повсеместно начнут использовать в течение ближайших трех-пяти лет. У таких сервисов большое будущее, так как наличие платформ будет способствовать дальнейшей цифровизации рынка, расширению доступа к финансовым услугам и созданию более конкурентной среды. Уже сейчас можно отметить удобство и скорость получения финансовых услуг для потребителей.