Казахстанский стартап iMAS – система медиа-мониторинга репутации вашего бренда
Вместе с активным распространением социальных сетей и интернета в нашей жизни точно также активно в соцсети заходят и бренды. Так появилось и понятие личного бренда в сети, который напрямую оказывает влияние на репутацию бренда среди его пользователей.
Такие задачи, как: отследить негативные или позитивные отзывы в сети, предотвратить PR-кризис компании, среагировать вовремя на то, что о вас пишут в интернете — поможет решить медиамониторинг.
Сегодня мы поговорим о казахстанской автоматизированной системе мониторинга СМИ, соцсетей, блогов и веб-ресурсов — iMAS. Как работает система, как защищены данные клиентов и как пришла идея создания продукта, рассказал СЕО iMAS Group, Бибасар Данияр.
Данияр, расскажите, как возникла идея бизнеса? Какие были предпосылки к созданию информационного мониторинга?
Сейчас 15,47 миллиона казахстанцев имеют доступ к интернету, а 12,4 миллиона являются пользователями социальных сетей. Количество сообщений в сутки исчисляется десятками и сотнями миллионов. Такой огромный и стремительный информационный поток вручную уже невозможно ни мониторить, ни контролировать.
Как в таких условиях наладить обратную связь, не растерять доверие населения, защититься от информационных атак, обернуть негативные отзывы в положительные? Работая на государственной службе, основателю компании приходилось решать задачи по мониторингу и анализу информационных потоков вручную. Тогда и возникла идея создать iMAS и уйти из госслужбы. Это был 2014 год.
В этом году, по планам МЦРИАП РК, 100% казахстанцев будут иметь доступ к интернету. Потребность в автоматизированной системе очевидна.
Вы говорили, что в проекте вся разработка на 100% казахстанская. Получается, что весь код написан с нуля, без адаптации сторонних технических решений?
Конечно, разработчики используют весь стек технологий, доступный в ИТ. Для отдельных микрозадач использовались даже сторонние решения. Но, в целом, да, весь код практически написан с нуля. Мы говорим на 100% казахстанская, потому что многие наши конкуренты в Казахстане являются дистрибьюторами иностранных систем. Наши сервера находятся в Казахстане, система была разработана казахстанскими специалистами и юр.лицом. В данный момент мы занимаемся разработкой собственных отечественных алгоритмов, моделей искусственного интеллекта.
Расскажите, в чем уникальность проекта? У вас в портфолио много клиентов из госсектора и крупных игроков рынка, почему они выбирают именно вас?
Идея сама не уникальна. Компаний по мониторингу по миру насчитывается около 200. Пул публикаций, выявленный одной системой, может отличаться от пула публикаций, выявленного другой. В целом, причиной этому — постоянное усиление и без того жестких ограничений со стороны самих соцсетей, а также технологические особенности.
Нас отличает, наверное, понимание казахстанского контекста медиа и информационного поля, полный охват казахстанских источников, наличие Аналитического Центра при компании, способного решить любые задачи в сфере медиа анализа.
Специфика услуг мониторинга и анализа информационного пространства в общем, и специфика задач госорганов, в частности, диктуют специфику нашего программного обеспечения, так как оно исторически и фактически, создавалось и разрабатывалось, развивается и функционирует для решения специфических задач по мониторингу информационного пространства для государственных органов Республики Казахстан, от части предусмотренных статьей 23 Закона О национальной безопасности, а также иными НПА. Состав кейсов, пользователей, клиентского портфеля компании являются тому прямым подтверждением.
Компания на протяжении последних лет непрерывно успешно сотрудничает с Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел, Министерством юстиции, Министерством финансов и другими центральными государственными органами, акиматами областей, городов и районов. Клиентами Компании являются НПП "Атамекен", Фонд "Даму", АО НК "Казах Туризм", крупные международные корпорации "Шеврон", "ТШО" и другие.
Сталкивались ли вы с проблемами во взаимодействии с государственными/квазигосударственными заказчиками?
Один из главных вопросов в работе с государственными органами — это разное толкование норм Закона о госзакупках, в частности, игнорирование возможностей заключения прямого контракта с Заказчиками.
К чему это на практике приводит? Конкурсы объявляются чаще всего способом ценовых предложений. В технические спецификации закладываются недостаточные или избыточные требования, что снижает качество обслуживания государственных органов. А то и к ненужным судебным процессам. Таким образом ответственные лица думают о переносе ответственности с себя, вместо работы на качество услуг.
Вместе с тем, разъяснением Министерства финансов № ДЗГЗ-01-0/6279-вн от 29.03.2022 определено главное — само наличие в Законе О государственных закупках (пп.1-57 п.3 ст.39 Закона), 57 оснований для заключения прямых договоров способом из одного источника прямо подтверждает законность этого способа. При этом, новыми нормами предусмотрена необходимость представления дополнительных обоснований в виде отчета.
Все данные мониторинга, который вы осуществляете, хранятся на ваших серверах? На сколько защищена личная клиентская информация? Какие методы защиты персональных данных вы используете? За информационную безопасность отвечает внутренняя служба или саппорт осуществляет сторонняя компания?
Компанией гарантируется сохранность и конфиденциальность данных, собранных системой вокруг объекта мониторинга. Имеется повышенный уровень безопасности благодаря современному оборудованию. Все собираемые данные мы храним на своих серверах. Программное обеспечение и сервера находятся на территории Республики Казахстан (в соответствии со ст.23 Закона РК "О национальной безопасности Республики Казахстан").
Имеется акт по результатам испытаний на соответствие требованиям информационной безопасности ГТС КНБ. За информационную безопасность отвечает внутренняя служба.
Расскажите о технологиях. Как работает алгоритм поиска? Как распознаётся негатив и позитив? Отличается ли принцип мониторинга соцсетей от печатных медиа или везде используется один алгоритм?
О большинстве технологий, к сожалению, мы не можем рассказать, т.к. это является коммерческой тайной. Для поиска пользователю доступны классические логические операторы "И", "ИЛИ", "И НЕ" и т.п. Это позволяет настраивать поиск максимально точно.
Текущая версия определения тональности строится методом, основанным на правилах и словарях по системе шкалирования, т.е. сначала весь текст разбивается на слова с помощью инструментов и алгоритмов обработки, затем, согласно словарю, придается вес каждому слову негативного или позитивного окраса и выводится общая тональность текста. Например, слова "убийство" и "смерть" имеют сильно выраженный негативный характер и имеют балл тональности "-4", соответственно текст, где имеются эти слова, и нет позитивных слов, будет иметь негативную тональность.
В разработке находится определение тональности методом машинного обучения (с использованием ИИ). Принцип мониторинга соцсетей, конечно, отличается от печатных медиа. Более того, для максимального охвата для разных соцсетей мы используем разные алгоритмы.
Помимо аналитики вы представляете еще и другие продукты, такие как рейтинги, media wall, ситуационный центр. Получается, эти продукты вашей экосистемы работают на тех же алгоритмах? Или это отдельные разработки с планами масштабирования на СНГ (допустим)?
Помимо основных продуктов, таких как отчеты для клиентов, подготавливаем тематические рейтинги, дэшборды для правоохранительных органов, проводим исследования по запросу клиентов. Где-то субпродукт встраивается в текущий интерфейс, где-то разработано отдельное решение для конкретного клиента. Но везде данные подтягиваются из базы.
Кстати, вы отслеживаете только РК? Есть в планах выйти на другие рынки?
Рынок медиамониторинга многофункционален и может найти своих клиентов в различных сферах. Наша платформа отслеживает более 30 000 источников со всего мира, и на ежедневной основе база данных пополняется. На данный момент у нас имеются партнерские соглашения об обмене информацией и контактами потенциальных клиентов со схожими мониторинговыми компаниями из Чехии, ОАЭ и Турции. На 2023-2024 года запланировано непосредственное расширение компании на рынки Турции и США с открытием официального представительства и с заключением партнерских контрактов. Наша компания открыта для широкого спектра кооперации со всеми компаниями заинтересованными в медиамониторинге. У нас есть большие планы выйти на международных рынок и увеличивать количество крупных бизнесов в портфеле клиентов.
Были ли у вас проблемы с кадрами при формировании команды для реализации IT-проекта? Каких специалистов, по Вашему мнению, сегодня особенно не хватает на казахстанском рынке?
Компания сталкивалась, сталкивается и будет сталкиваться с проблемой нехватки кадров до тех пор, пока госрегулирование не свяжет бизнес и сферу образования максимально эффективным образом. В Университетах даются не совсем актуальные программы, которые нужны для решения конкретных бизнес-задач. Компания решает эту проблему, в основном, через самостоятельное обучение выпустившихся из ВУЗов специалистов.
Есть ли у вас предложения касательно регуляторной политики в сфере IT (что нужно изменить в законодательстве)?
Да, есть несколько моментов, которые, на мой взгляд, помогут нашему IT-рынку:
- квотирование и субсидирование расходов ИТ-компаний на обучение молодых специалистов, а также повышение квалификации действующих специалистов;
- кардинальное увеличение ИТ школ;
- создание региональных ИТ-хабов (Центр, Восток, Север, Юг и Запад). Выстраивание вокруг этих хабов всей необходимой инфраструктуры;
- создание Бизнес-центра в Кремниевой долине для размещения там казахстанских компаний, с определенными взаимными обязательствами перед Республикой Казахстан;
- провести аналогичную работу и по другим ИТ-хабам мира;
- поручить Министерству финансов и Министерству юстиции пересмотреть с целью уточнения п. 1 ст. 41 Закона О государственных закупках, в части заключения прямых договоров на основе авторского права при отсутствии конкурентного рынка. Сложилась ситуация, заказчики не могут определить возможно или невозможно приобрести те или иные ТРУ. К примеру, в узких специфических сферах и одновременно весьма чувствительных, где нет реального конкурентного рынка, из-за боязни необоснованных преследований госзаказчики начали проводить закупки способом конкурса или запроса ценовых предложений, что создает условия для входа на рынок зарубежных решений под видом наших, а также условия для частых судебных разбирательств из-за участия нерадивых поставщиков, хаотично участвующих в тех или иных закупках с демпинговыми ценами. Такая ситуация наблюдается не только в ИТ-сфере, но и в приобретении вакцин казахстанского производства.