Гендерный разрыв в STEM: какие программы стремятся решить вопрос в Казахстане?

Гендерный разрыв в STEM: какие программы стремятся решить вопрос в Казахстане?

О центральноазиатской инициативе для девочек в IT.

Гендерное неравенство на рабочем месте не является чем-то новым. Оно было вызвано необходимостью, когда женщины вышли на рынок труда во время Второй мировой войны. Во время феминистского движения 1960-х годов женщины добровольно пошли на работу. Однако возможности их были весьма ограничены. Большинство просто стали секретарями, медсестрами, нянями или учителями.

Сегодня женщины работают во всех областях, но в точных науках, технологиях, инженерии и математике по-прежнему доминируют мужчины.

Существует ряд глобальных, региональных и местных инициатив, призванных сократить разрыв в этих конкретных областях и закрыть этот пробел. В Казахстане и Центральной Азии также есть организации и инициативы, которые стремятся внести свой вклад для более активного участия и представленности женщин и девочек в cфере STEM (science, technology, engineering and mathematics) — наука, технологии, инженерия и математика.

Maker Camp for Girls — это научно-технический творческий лагерь для девочек старших классов, где участницы учатся программировать и при этом решают социально значимые проблемы. С 2018 года более 300 участниц со всего Казахстана прошли обучение в лагере. Программа реализуется в партнёрстве с компанией "Шеврон" и дипломатической миссией США в Казахстане.

В этом году его успешно окончили онлайн 80 девочек из разных городов Казахстана и стран Центральной Азии. Организаторы инициативы — Айгерим Тлеухан, проектный координатор и Ангелина Гербольт, преподаватель кодирования, рассказали о лагере, участницах и важности инициативы.

Как прошел Maker Camp 2022? Какие отличия от предыдущего лагеря?

 Ангелина Гербольт, преподаватель кодирования.

Ангелина: В этом году вместо "живых" онлайн уроков по программированию все уроки были предзаписаны. Также на лагерь был выделен один месяц вместо привычных двух недель. Благодаря этому девочки могли совмещать школу, факультативы и дополнительные занятия с участием в лагере. Каждая участница могла смотреть видео в удобное время, исходя из своего расписания. Также мы стараемся, чтобы во время лагеря девочки расширяли свой кругозор в сфере IT специальностей и профессий, где они могут в дальнейшем работать. Именно поэтому в этом году в программу лагеря был добавлен новый модуль "Введение в анализ данных", чтобы девочки смогли примерить на себя одну из самых востребованных специальностей последних лет — data scientist или аналитик данных.

 Айгерим Тлеухан, проектный координатор.

Айгерим: Лагерь проходил более расслабленно и систематично. Девочки могли учиться и совмещать время в лагере с другими не менее важными аспектами их жизни. Главное отличие — это записи уроков. Я чувствовала, что они не заменят 100% атмосферу живых уроков, но уверена, что девочкам было намного комфортнее учиться в своем темпе.

Какие сложности возникли? Как их решали?

Ангелина: Из-за того, что лагерь длился дольше и было гораздо меньше онлайн уроков, девочкам не хватало "полного погружения", как это было в предыдущие годы, когда мы проводили ежедневно по 4-5 часов в эфире вместе. Из-за этого у некоторых девочек снижался интерес к лагерю и вовлеченность. Чтобы частично решить эту проблему, мы активно отвечали на вопросы в чате, проводили дополнительные онлайн-встречи по разбору вопросов и домашних заданий каждую субботу, а также две офлайн встречи в Алматы и Нур-Султане.

Айгерим: Самой большой проблемой была установка правильной коммуникации с девочками. Формат MakerCamp 2022 подразумевал больше самостоятельной работы, поэтому не всегда удавалось коммуницировать с участницами. Однако прошедшие две офлайн встречи помогли сплотить участниц и позволили сдружиться тем, кто смог прийти. Встречи прошли в Алматы и Нур-Султане с участием 40 девочек.

Какие отличия заметили в участницах 2022 года и предыдущих лет?

Айгерим: Главное отличие от прошлых лет — идеи проектов. Новой темой проектов стало репродуктивное здоровье женщин, но буллинг и ментальное здоровье остаются популярными темами. Я увидела, что участницы 2022 года более открыты к "сложным темам".

Ангелина: Для себя, я больших отличий не заметила. Каждый год к нам приходят яркие и талантливые участницы, у которых горят глаза. Многие из них после лагеря объединяются вместе и подают заявки на участие в других проектах. Я думаю, что изменения идеи проектов связаны с актуальными социальными повестками в обществе. То, что темы становятся более "сложными", может быть также связано с усердной работой организаций и женщин-активисток, которые годами пытаются сломать табу и стигму на обсуждение важных для женщин тем.

Сколько девочек подали заявок? Сколько девочек прошли обучение до конца?

Айгерим: Мы получили 1300 заявок и 80 девочек закончили свое обучение.

Вы замечали, из каких городов чаще всего приходят в лагерь?

Ангелина: Крупные города Казахстана — Алматы, Нур-Султан, Шымкент. Также второй год подряд активно подают заявки и принимают участие девочки из Кыргызстана. Некоторые из них занимают призовые места. Это особенно радует, так как одной из целей лагеря является вовлечение девочек не только из Казахстана, но и из других стран Центральной Азии.

Айгерим: Участницы из городов Алматы и Нур-Султан всегда активны. Также нас обрадовало, что было много заявок из Бишкека. Если смотреть по городам Казахстана и исключить два крупных города, то больше всего заявок пришло из Шымкента, Актобе и Семея.

Что самое сложное для девочек в прохождении лагеря?

Ангелина: Я думаю, что, помимо работы над финальным проектом, девочкам бывает сложно вовлечься в лагерь и вырабатывать систематический подход к просмотру онлайн уроков и выполнению домашних заданий. Были случаи, когда девочки забрасывали обучение где-то на середине, или пропадали из чатов на несколько недель. Здесь на помощь приходит старая добрая дисциплина и развитие навыков тайм-менеджмента. Также некоторые девочки немного унывают, когда у них что-то не работает или не получается что-то запрограммировать. Для этих целей у нас всегда был открыт чат и субботние фидбек-сессии, где я и другие девочки помогали, если что-то не получалось.

Айгерим: Мне кажется, что это работа над финальным проектом. Координация работы требует дисциплины и коммуникативных навыков, которые в их возрасте только формируются. Меня всегда поражает их организованность и сплоченность при сдаче проектов во время презентаций.

На что стоит обратить внимание в следующем году в программе?

Ангелина: Если в следующем году лагерь останется в онлайн формате, то стоит обратить внимание на укрепление дружественных связей и нетворкинг между девочками. То есть проводить больше живых встреч с разными активностями, направленными на то, чтобы девочки почувствовали себя комфортно в новом коллективе, расслабились и сдружились. Возможно, для этого стоит даже привлечь отдельного специалиста или тренера. В этом году основная коммуникация проходила через меня и Айгерим, и она в основном была либо организационная, либо учебная, поэтому иногда в рамках фидбек-встреч просто не хватало времени на ice-breaking активности.

Айгерим: Надеюсь, мы сможем еще раз провести лагерь в офлайн формате и поработать над hardware-проектами. То есть еще раз окунуться в среду мастерской, научить девочек работать с микросхемами, паять и придумывать вместе с ними гаджеты. И если мое желание воплотится, то я советую девочкам присмотреться к проектам умных домов и IoT технологиям.

Кому стоит подавать на участие в лагере?

Ангелина: Всем, кому интересно попробовать себя в программировании! Неважно, начинающий вы или продолжающий. Думаю, каждый узнает для себя что-то новенькое и полезное.

Айгерим: Лагерь радушно принимает всех — художниц, математиков, любительниц видеоигр. Думаю каждая девочка должна иметь возможность обучиться востребованным навыкам. Если у девочки есть интерес к программированию, то обязательно стоит подать.

Что дает девочкам участие в лагере?

Ангелина: Знания и расширение технического, профессионального и "возможностного" кругозора.

Для меня также важно передать девочкам идею о том, что мир открыт и огромен, и в нем всегда есть куча интереснейших возможностей, важно только знать, как их искать и не упустить момент.

Я родом из маленького города Иссык, и когда я училась в 9-10 классе, рядом не было никого, кто бы мог рассказать мне о таких программах, как Flex, Techgirls и Technovation. Поэтому в свое время я упустила много возможностей. В нашем лагере участвуют такие же девочки из аулов, сел и маленьких городов, и для меня важно дать им эти знания и указать правильное направление.

Айгерим: Знакомство с дружным IT-сообществом, экспертами и их сферами деятельности, информацию о дополнительных возможностях в этой сфере, ценный опыт работы над собственным продуктом. Все это показывает и раскрывает способности девочек для любого конкурса, проекта или работы.

Какими бы историями успеха вы могли поделиться?

Айгерим: На самом деле их очень много. Наши выпускницы поступают в топовые ВУЗы, становятся волонтерами для международных организаций, такие как UNICEF, участвуют в международных конкурсах и хакатонах. Я также горжусь тем, что такие талантливые девочки выбирают участвовать в нашем лагере.

Почему важно проводить лагерь для девочек?

Ангелина: Женщины сталкиваются с дискриминацией во многих сферах жизни, особенно в профессиональной. В 1995 году в Пекине IV Всемирная конференция по положению женщин разработала и приняла ключевой документ — "Пекинскую платформу действий". Согласно ему, уровень представительства женщин в политике и на управленческих должностях должен быть не менее 30%, т.е. так называемой "критической массы". Эта "критическая масса" пока еще не достигнута в большинстве государств, но также не достигнута и в STEM сфере.

Все знают и говорят о Билле Гейтсе, Илоне Маске или Стиве Джобсе, но мало кто знает о женщинах-ученых, программистах, успешных предпринимателях и руководителях. Все так же не хватает ярких, сильных и харизматичных женщин-лидеров, которые бы могли смотреть на нас с обложек таких журналов, как Science, Nature или Time. Наш лагерь является скромной попыткой немного изменить ситуацию.

Айгерим: Мы часто видим заголовки исследований, говорящих о том, что женщин в IT, как и в целом STEMсфере, мало. Тогда как современный мир тяжело представить без технологий. Я считаю, что для развития, креатива и динамики роста данной сферы, представленность женщин играет важную роль. Мы хотим увеличить количество девочек в IT и поэтому ежегодно проводим наш лагерь. Надеемся, что в будущем они станут нашим голосом и будут говорить о проблемах, которые интересуют всех женщин в мире.