Независимость платёжной системы Казахстана

Независимость платёжной системы Казахстана

Как правило, все мы хотим быть независимыми и самодостаточными. Хотим, но иногда это всего лишь кажется таковым.

То же самое можно сказать о независимости нашей страны от платёжных систем, точнее международных платежных систем (МПС). Тридцать лет строили-строили, а у большей части казахстанцев в портмоне или в приложении банка привычная карта от VISA или Mastercard.
Можно ли это назвать независимостью?

Посмотрим на соседнюю Россию? С приходом санкций, когда VISA и Mastercard прекратили деятельность в РФ, транзакции, проходящие через МПС, остановились. Но для РФ все было не так страшно, так как последние несколько лет ЦБ РФ (Центральный банк) создавал СБП (систему быстрых платежей), подстелив соломку: клиент российского "Сбера" может сделать в привычном приложении перевод по номеру телефона на номер в "Тинькофф", также активно развивали "МИР", переводя на неё бюджетников для получения заработной платы.

А что же у нас? Нас пугают тем, что санкции могут затронуть и нас — граждан РК. Будем сидеть и ждать возвращение к использованию налички? Нет, нам нужна собственная платёжная система, которая объединит банки, их клиентов, и позволит проводить переводы и платежи, без участия МПС. Кто-то скажет: "Зачем? Есть же Kaspi!".

Да, Kaspi есть, большая часть граждан Казахстана может заплатить даже за картошку продавцу в ларьке у дома, сделав уже привычный перевод по номеру мобильного в приложении Kaspi.

Но возникает тот же вопрос: а где независимость? Бесспорно, приложение и услуги у Kaspi отличные, но это закрытая система одного банка, вход в который прост и бесплатен, а вот выход: заплати и выходи. Из банков РК огромные суммы ежемесячно перетекают на счета в Kaspi, ведь там доступные переводы и другие услуги, даже крупнейший Halyk при вполне продвинутом Homebank, отдаёт клиентов в Kaspi, то же самое и другие банки РК.

Среди специалистов платежного рынка несколько мнений: кто-то за собственную или национальную систему, а кто-то против, считая, что "кормить" МПСы вполне нормально и оправдано. Тем не менее, своя национальная система создается. От идеи до запуска в пилот прошло несколько лет, но главное — она создана, запущена и будет развиваться.

Скептики, прочитав это, ухмыльнутся, я уверена, но давайте трезво оценим: почему нет? При этом, надо понимать главное, никто из создателей национальной системы не против МПС, нет планов избавляться или снижать долю присутствия МПС в Казахстане, но если есть возможность у клиента банка сделать перевод внутри Казахстана, не отправляя транзакцию из банка А в банк В через МПС, с более низкой комиссией, то почему нет?

Говорят: "Ломать не строить", в случае с собственной системой — ломать никто не собирается, но строить, да. В пример можно привести и успешный опыт разных стран мира, где новые системы запускались при наличии привычных, например, Таиланд (PromptPay), Индия (UPI), Великобритания (FPS).

Учитывая тот факт, что клиенты банков привыкли пользоваться приложениями банков РК, а безналичные операции только растут из года в год, то переток части операций в национальную платёжную систему будет безболезненным.

По данным Ассоциации финансистов РК, прирост безналичных транзакций в первом квартале 2022 года составил 52%, тогда как в аналогичном периоде прошлого года этот показатель достиг 124%, темпы роста безналичных транзакций в РК замедляются, что может свидетельствовать о приближении рынка к точке насыщения. Таким образом, привычка населения платить безналично почти сформирована.

Комиссии будут значительно ниже привычных (средняя за перевод сейчас 200 тенге!!!). Время запуска собственной платежной системы РК пришло.

Продолжение следует.