Онлайн.kz: помощь в паре кликов от вас
Мы уже писали о том, как IT-бизнес и стартапы откликнулись на нужды населения и помогали тем, кто попал в сложную ситуацию во время карантина. Эти примеры наглядно демонстрируют, что наш бизнес умеет в «социальную ответственность».
Но в Казахстане есть такие решения, которые продолжат работать даже после того, как пандемия пройдет, ведь всегда есть те, кто нуждается в нашей помощи. Создатели этих продуктов не ставят перед собой задачи заработать, они просто хотят внести свой вклад в общее дело.
Максим Беляков, директор Sailet и руководитель проекта «Центр взаимопомощи», рассказал о своем проекте онлайн.kz, цель которого — объединить тех, кто может оказать помощь и тех, кто в ней нуждается.
С какой целью создан ваш сайт? Как он работает?
Всё началось с запроса правительства Татарстана. Нужно было сделать yardam.ru, аналог портала все.онлайн. Мы дали КП, но, к сожалению, не прошли. После этого подумали, что можно создать аналогичный сайт для Казахстана. Так появился онлайн.kz. Сначала это был агрегатор онлайн-сервисов на период карантина. Основное отличие было в том, что если все.онлайн — это государственный проект и туда в первую очередь зашли монополии, то онлайн.kz — это полностью частная инициатива, и тут мы решали, кого нужно добавить. Фокус, естественно, сделали на казахстанских сервисах, в идеале небольших.
Наш проект встретили довольно тепло. Я являюсь активным пользователем различных социальных сетей, подписан на многие группы и т.д. Начал замечать, что появилось огромное количество запросов на помощь продуктами. Тогда еще действовала акция #бизбыргемыз, все активизировались, но при этом было много постов, что люди не могут дозвониться до диспетчера, чтобы оставить заявку, помощь привозили в двухэтажные коттеджи и т.д.
Мы подумали, что в целом благотворительность надо воскрешать, и не прогадали. Фактически #бизбыргемыз закончился, а бедность и отсутствие продуктов никуда не делись. Так и появился «Центр взаимопомощи».
Сам сервис сделан максимально просто: мы понимали, что целевая аудитория сайта не сможет заполнять гигантские формы по регламенту. В итоге, если вы хотите оставить заявку, нужно нажать «+» в верхнем углу экрана и заполнить четыре поля: имя, город, телефон, текст заявки. После этого волонтёр связывается с человеком, запрашивает все необходимые данные и добавляет заявку, если она соответствует регламенту. То есть фактически мы переложили большую часть работы именно на волонтёра.
Важно, что мы не размещаем заявки, если:
1. Пользователь не предоставил или дал неверные данные;
2. Помощь не является фактически необходимой;
3. Помощь запрашивается в связи с нежеланием человека работать;
4. В семье два и более человека, способных работать;
5. Семья имеет собственное жильё, родственников и другие внешние факторы, отсутствующие у действительно нуждающихся людей;
6. Пользователь запрашивает бытовые приборы и/или другие предметы, не являющимися предметами первой необходимости.
Список будет дополняться по мере столкновения с новыми некорректными запросами.
Этот проект не монетизирован? Вы не получаете с него доход?
На текущий момент нет. Проект полностью некоммерческий и создавался с этим же условием. Сейчас все делается ресурсами моей компании и волонтерами. Даже если мы пойдем в какую-то коммерцию, то только в лице спонсоров. Люди не должны этого никак ощутить.
Он работает только на русском языке? Планируете ли внедрять казахский язык?
К сожалению, пока только на русском. Это случилось из-за нескольких факторов:
1. Есть множество задач, из-за которых не успеваем добавить локализацию.
2. Пока нет достаточного количества волонтеров. Сейчас у нас есть координаторы, но нам не хватает медиа-волонтёров и волонтёров для взаимодействия с благотворителями.
Конечно же, казахский язык обязательно появится. В идеале уже в начале июня, но это очень оптимистичный сценарий. Каждый день нам приходят отзывы, как улучшить портал, что добавить, как поменять. Сейчас, например, перерабатываем карту пользователя, чтобы сделать удобнее навигацию и добавить разделы «Образование», «Медикаменты», «Одежда». Очень много заявок приходит по этим темам.
Люди, которым требуется помощь, делятся личной информацией. Как она защищена?
Информация передаётся лично волонтеру. После проверки документы удаляются. Мы ничего не храним у себя кроме данных в открытом доступе. В случае запроса документов от благотворителя сначала запрашиваются документы и согласие у человека, который подавал заявку.
Жители каких регионов чаще всего обращаются за помощью?
Сейчас Шымкент. Про нас узнали в Шымкенте и рассказали всем соседям, начали рассылать сайт по знакомым, по группам. В итоге около 85% заявок сейчас оттуда.
Вы сотрудничаете с благотворительными и волонтерскими организациями?
Нам помог ОФ «G39» с волонтерами. В целом нет, не сотрудничаем. Мы считаем, что благотворительность в Казахстане дискредитируется из-за космических зарплат в этих фондах и других организациях. Поэтому и был создан сервис адресной поддержки.
Какие планы в дальнейшем? Как планируете развивать проект?
Хотим добавить разделы по образованию и медикаментам, приходит довольно много запросов. Еще нужно перенести Центр взаимопомощи на отдельный домен. А дальше хотим создать полностью автоматизированную систему адресной помощи и обеспечивать людей базовыми потребностями (продуктами).
От редакции: онлайн.kz — яркий пример того, как современные технологии можно направить во благо окружающим. И пусть проект и не приносит своим разработчикам прибыли, но плюсики в карму им точно щедро сыплются.
Артем Волков