Учитель биологии из Кызылорды развивает стартап по обучению учителей STEAM
Продолжить династию учителей и развивать в Казахстане новое направление в образовании — все это о герое нашего нового материала. Мы расскажем вам, как учитель биологии из Кызылорды Абзал Акбар работает над стартапом по обучению учителей STEAM. По мнению нашего собеседника, STEAM — доступное для каждой школы Казахстана решение, способное решить многие проблемы.
Начало пути: учительская династия и научные исследования
Абзал Акбар — учитель биологии. Он родился и вырос в Кызылорде, а преподавание выбрал, чтобы продолжить путь своих родителей: его отец был учителем математики, а мать преподавала химию. Окончательно с выбором профессии он определился в 17 лет. По словам Абзала, его способности как нельзя лучше подошли для преподавания — он любит делиться информацией и знаниями, общаться с людьми.
Во время обучения я проходил практику и многое понял о том, как нужно работать с детьми. Прежде чем объяснить урок детям, нужно, как бы это высокопарно не звучало, завоевать их сердца. Очень важно показать им себя как педагога, квалифицированного специалиста, но в то же время способного их выслушать и помочь. Если вы завоюете сердца учеников, то захотят прочитать и изучить любую информацию, которую вы им дадите, будут готовы развиваться и учиться, — уверен педагог.
STEAM в Казахстане начался с ошибки
Получив магистерское образование в Астане, Абзал изучал различные методы обучения не только в городах, но и в отдаленных селах Казахстана. Ознакомившись с опытом разных школ, наш собеседник решил связать карьерный путь не с преподаванием, а профессиональным развитием педагогов.
В 2021 году получил диплом и устроился методистом в стартап STEAM.KZ. В целом, методика STEAM предполагает развитие у детей творческого мышления и инженерных навыков посредством интегрированного обучения наукам, технологиям, инженерии, искусству и математике. Но есть большая проблема: методика STEAM внедрена в Казахстане в виде кабинетов — учителя считают, что суть этого образования заключается в каком-то особом оборудовании, что вообще не так. К сожалению, при таком подходе забывается, что в основе STEAM лежит замечательная методика. Поэтому мы работаем над тем, чтобы убрать непонимание и объяснить, что STEAM — это методология, а не кабинеты, — говорит Абзал.
По его словам, STEAM — это практико-ориентированный подход в обучении, объединяющий дисциплины естественных наук (Science), технологии (Technology), инженерного искусства (Engineering), творчества (Arts) и математики (Math) и учит учеников навыкам решения реальных проблем. Благодаря STEAM ученики могут самостоятельно действовать как ученые, исследователи и инженеры — изучать, анализировать, тестировать и решать проблемы.
Помимо этого, STEAM позволяет сохранить в детях креативность, которая со временем в них атрофируется из-за системных требований образовательного процесса. Между тем, когда ученики своими руками создают проекты и делятся своими предложениями по их улучшению, то не только готовятся к реальной жизни, но и могут в будущем внести большой вклад в креативную индустрию Казахстана.
В числе преимуществ STEAM-обучения можно назвать увлекательное обучение, инклюзию, развитие критического мышления, раскрытие потенциала учеников с раннего возраста. Подручные материалы в STEAM проектах используются неспроста — это не только экологично и доступно каждому школьнику, но и развивает у них устойчивые и ответственные отношения с окружающим миром, поддерживает развитие ключевых компетенций и навыков XXI века.
За три года работы со STEAM Абзал не только освоил все тонкости образования, но и добился успехов в карьере. В настоящее время он — управляющий директор стартапа STEAM.KZ.
Важно отметить, что STEAM.KZ работает не только для частных, но и для государственных школ. Первоначальная цель STEAM — сократить разрыв в образовании между сельскими и городскими детьми, внедрить методологию всему Казахстану. Мы обучаем учителей на курсах, участвуем в различных образовательных мероприятиях, таких как августовская конференция. Многие знают нас, потому что именно мы привезли STEAM как методологию в Казахстан. Вернемся к так называемым кабинетам STEAM — в них есть 3D-принтер, но он используется в качестве игрушки. А мы помогаем превратить его в инструмент, используемый в классе, — подчеркивает учитель.
Преимущества STEAM-подхода в образовании
По словам Абзала, несмотря на то, что STEAM — относительно новое слово в обучении, его предпосылки уже существовали в казахстанской системе образования.
— Например, раньше дети на уроках технологии фрезеровали дерево и делали скамейки — обучались навыкам, необходимым в жизни. Но спустя время, и особенно сейчас, такие занятия стали проходить однообразно. Я знаю, что в некоторых казахстанских школах на уроках технологии ученики просто пишут правила и разговаривают с учителем. Еще одна вещь, на которую следует обратить внимание, — это результат PISA. В исследовании от 2022 года, в котором приняли участие более 72 стран, Казахстан занял 62-е место. Что это показывает? PISA — отражение того, как и насколько дети могут применить полученные знания в реальной жизни. Следовательно, результат неудовлетворительный, — объясняет педагог.
По его словам, еще одно преимущество ЅТЕАМ заключается в том, что город и село предоставляют детям равные возможности для образования.
— Как я уже упоминал, наши проекты создаются только из доступных материалов. Например, в сельских школах может не быть 3D-принтера. Поэтому, используя простые предметы, представленные на нашей платформе, учителя могут проводить интересные уроки. То есть, у них появляется учителям свобода выбора, так как один проект можно сделать из картона, пластика, железа, дерева — по сути, из любого предмета, — отмечает Абзал.
В прошлом году STEAM.KZ вошла со своим продуктом в 224 школы по Казахстану. Глобальная цель команды — максимально охватить школы республики, а это 7 000 учебных заведений. Как делится Абзал, на этот год перед командой стоит задача довести общий охват минимум до 1000 школ.
— Мы намерены выходить на зарубежный рынок. Нам поступили предложения из Африки, Индонезии, Индии, Узбекистана, Кыргызстана. Отмечу, что на нашей платформе представлен контент на казахском, русском и английском языках, что, конечно, привлекает иностранных коллег. Помимо этого, основатель стартапа Айдын Тусюбжанов посетит Индию в июне и ведет переговоры об этом. Я думаю, что наша методология имеет все шансы стать популярной не только в Казахстане. Возможно, прозвучит громко, однако, посещая международные конференции и выставки я убедился, что наш продукт ничем не уступает зарубежным, — делится Абзал.
Помимо этого, за время своей работы педагог понял, что ЅТЕАМ нужен и детским садам. Так, команда создала свой второй продукт KIDSTEAM.KZ. Платформа предлагает полный набор действий и необходимых ресурсов, включая циклограммы и адаптированные STEAM-проекты для развития функциональной грамотности у детей в детских садах. Абзал Акбар уверен: развивать у детей инженерное и творческое мышление лучше как можно раньше. Сейчас в Казахстане около 10 000 детских садов, первая половина из которых — частные, вторая половина — государственные. Рынок огромен, но во многих детских садах отсутствует содержание, которое способствовало бы всестороннему развитию детей.
— Мы видим, что у воспитателей есть запрос на ЅТЕАМ, так как они хотят иметь возможность посвятить свое время не бумажной работе, а детям, — отмечает Абзал.
STEAM не дает забыть о важности практики в учебе
В 2023 году Абзал и его коллеги собрали учителей-методистов Казахстана на конференцию по улучшению STEAM-образования в стране. Тогда они поняли, что утвержденные лабораторные работы по госпрограмме в некоторых школах не выполняются.
— Исследования показали, что на это есть две причины: во-первых, преподаватели не в полной мере умеют организовывать лабораторную работу. Вторая проблема — отсутствие в школах необходимых вещей и приспособлений. Например, учителям химии не хватает реактивов. Мы хотели взглянуть на эти вопросы с точки зрения ЅТЕАМ и показать учителям, что лабораторную работу можно выполнять с теми предметами, что есть под рукой, — говорит Абзал.
Еще одна важная вещь — эксперименты, которые нельзя проводить в условиях класса, но в их организации могут помочь симуляторы. Однако, поскольку сборка симулятора занимает много времени, учителя могут использовать сайт интерактивных симуляторов Phet, существующий на основе системы донатов. Этот сайт — бесплатный, однако немногие педагоги знают, что он есть, и как его использовать. В то же время Phet не охватывает все темы, поэтому симуляторы необходимо дорабатывать, но это уже задача профессионалов — таких как Акбар и его коллеги.
— Миссия нашего проекта — обучить будущих инженеров и в целом сильных специалистов. Для нас важно вывести их на такой уровень, при котором Казахстан превратится из потребителя в производителя. Нас вдохновляют работать дальше отзывы от преподавателей о том, что наша методология развивает мышление учеников, взращивает в них интерес к предмету и энтузиазм заниматься исследованиями, — признается Абзал.
Почему STEAМ — это интересно
Абзал и его команда организуют различные конкурсы для повышения интереса к ЅТЕАМ у учащихся, учителей, и в целом школьного сообщества.
— В 2022 году мы работали со школами BINOM в Астане и стали свидетелями замечательных идей учащихся. Например, учащиеся 1 класса провели полноценное исследование того, для чего нужен светофор возле школы, а еще один ученик начальной школы переработал картон и создал эко-книгу. Нельзя сказать однозначно, что все школьники, проводя самостоятельные исследования и реализуя свои идеи, испытывают повышенное стремление к знаниям. Наша цель — воспитать у детей желание учиться и развивать навыки креативного мышления, — говорит Абзал.
Кроме того, в том же 2022 году совместно с общественным объединением «Сенімен болашақ» был организован конкурс Family ЅТЕАМ Challenge, в котором приняли участие родители и ученики. В рамках конкурса 66 семей сняли видео по изготовлению гидравлических кранов из имеющихся предметов, лучшие из которых соревновались уже в Астане.
— Подытоживая, скажу, что, во-первых, мы гордимся контентом, созданным нами. Сейчас наша команда решает проблемы в школах по контенту STEAМ и лабораторным работам, которые в большинстве учебных заведений проводят неправильно. При этом наша цель – всячески поддерживать учителей, а не корить их за ошибки. Будучи сами педагогами, мы гордимся тем, что создаем контент, который помогает учителям. Во-вторых, нас радует, что наша новая платформа KIDSTEAM.KZ развивается и пользуется спросом. Я вижу, что мы превращаемся из небольшого стартапа в крупную IT-компанию, — резюмирует Абзал.