Комплаенс и ПОД/ФТ во Вьетнаме. Текущая ситуация, особенности законодательства и вызовы

Находясь во Вьетнаме, я воспользовался возможностью изучить, как здесь развивается область комплаенс и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В итоге, написал небольшую аналитическую статью, в которой отразил ключевые аспекты законодательной базы Вьетнама, причины развития комплаенс, роли государственных органов и субъектов финансового мониторинга.
Если говорить о Вьетнаме, то комплаенс здесь – это развивающееся направление, особенно актуальное в условиях развития туризма, роста международных инвестиций, внешнеэкономической активности и борьбы с коррупцией.
Законодательная база Вьетнама активно развивается, охватывая как корпоративное управление, защиту персональных данных и трудовые отношения, так и меры по борьбе с отмыванием доходов и финансированием терроризма.
В этой статье я попытаюсь вкратце рассказать о текущем уровне комплаенс в данной стране, практиках его внедрения, особенностях законодательства и существующих вызовах.
Законодательная база
Во Вьетнаме сформирована определенная законодательная база, включающая законы и нормативные акты, которые регулируют ряд важных вопросов, находящихся в поле зрения комплаенс:
– Закон о борьбе с коррупцией
Направлен на повышение прозрачности, обязательное декларирование доходов госслужащими и пресечение взяточничества. Формирование антикоррупционной культуры стало особенно активным в последние годы, все чаще в эти вопросы вовлекается и частный сектор, разработка и утверждение какого-нибудь Кодекса поведения или этики является довольно распространенной практикой. Многие связывают эти перемены с курсом действующего президента при котором активизировалась работа по направлению противодействия коррупции.
– Закон о предприятиях, Закон об инвестициях и Закон о ценных бумагах
Данные законы регулируют вопросы корпоративного управления, защиту прав инвесторов и деловую этику. По сути, исполняют цели аналогичные тем, что предусмотрены нашими законами об акционерных обществах или товариществах, о рынке ценных бумаг, а также предпринимательским кодексом.
– Трудовое законодательство
Трудовое законодательство предусматривает нормы по охране труда, недопущению дискриминации и соблюдению прав работников. Каких-либо сверх оригинальных подходов в части инклюзивности нет, все как у всех. Также имеются инициативы по увеличению числа женщин на руководящих должностях в банковском секторе Вьетнама.
– Законы о кибербезопасности и защите персональных данных
Регулируют правила обработки и хранения персональных данных для организаций, зарегистрированных во Вьетнаме, либо работающих в данной стране. Имеются требования в отношении крупных финансовых организаций в контексте наличия у них адекватной защиты данных и информационных активов организации.
– ESG и устойчивое развитие
Данный тренд не обошел вниманием и Вьетнам, который также движется в сторону устойчивого развития и «зеленой» экономики. Как таковой ESG-комплаенс в целом не является обязательным, но крупные организации начинают его внедрять, в рамках выхода на международные рынки, для привлечения иностранных инвестиций, а также для маркетинговых целей. Также в стране имеется директива по стимулированию роста «зеленого» кредитования и управлению экологическими и социальными рисками. С 2023 года также вступил в силу Циркуляр №17/2022/TT-NHNN, изданный Государственным банком Вьетнама (State Bank of Vietnam), который определяет руководство по управлению экологическими рисками при предоставлении кредитования финансовыми организациями и филиалами иностранных банков, действующих во Вьетнаме.
– Законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)
В стране есть нормативная база по вопросам ПОД/ФТ и определены ответственные организации, которые должны проводить обязательные мероприятия, направленные на проверку клиентов, а также информирование местного подразделения финансовой разведки (Financial Intelligence Unit, FIU) о подозрительных транзакциях. Нормативные акты в области ПОД/ФТ довольно часто обновляются. Имеются ограничения в части онлайн-контента в интернете, который потенциально может быть связан с криминалом.
Причины внедрения комплаенс-систем
Комплаенс во Вьетнаме как правило внедряется по трем основным причинам:
– Соблюдение местного законодательства
Организации обеспечивают реализацию требований вьетнамского законодательства, включающего ряд норм, которые фактически уже отражены в местных законах и нормативных актах. Все это делается в целях недопущения штрафов и сохранения лицензии, если деятельность организации лицензирована.
– Транснациональные практики
Комплаенс внедряется дочерними структурами иностранных организаций, преимущественно западных. В данном случае внедрение комплаенс является частью выстраивания глобальных систем комплаенс крупными корпорациями, в рамках внедрения и адаптации групповых политик и процедур. Тут и права человека, и ПОД/ФТ, и санкционный комплаенс. Основной движущей силой здесь является уже сложившийся Best Practice иностранной материнской структуры, а также законодательство стран, в которой зарегистрирована иностранная материнская структура.
– Выход на международные рынки
Желание местных организаций выйти на рынки других стран, повышение показателя Goodwill организации, повышение привлекательности бизнеса в преддверии подготовки к партнерству с крупными игроками, например, из Европейского Союза, Японии, реже стран постсоветского пространства, Индии, Ближнего Востока и Китая, а также других стран Юго-Восточной Азии. В данном случае речь идет не о минимальном соответствии местному законодательству, а о создании инструментов, которые позволят рассматривать такие организации как надежных партнеров, обладающих всей необходимой инфраструктурой и придерживающихся высоких стандартов соответствия в области комплаенс и ПОД/ФТ.
Стоит отметить, что все вышесказанное касается как правило крупных организаций и не так релевантно для малого и среднего бизнеса, у которого другие приоритеты. В целом, в стране до сих пор наблюдается проблема с низкой осведомленностью в области комплаенс, ПОД/ФТ и антифрода.
ПОД/ФТ
Вьетнам, как и другие страны, является участником мировой системы ПОД/ФТ, подписал ряд международных соглашений по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Страна не является членом FATF или ЕАГ, но входит в организацию по типу FATF – Азиатско-Тихоокеанскую группу по борьбе с отмыванием денег (APG, Asia/Pacific Group on Money Laundering), представляющую собой независимый региональный орган, самостоятельно определяющий политику и практику борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Данная группа была создана в 1997 году в городе Бангкок и в настоящее время включает в себя десятки стран региона, такие как Австралия, Малайзия, Республика Корея, Япония, Китай, Канада и Индия.
Основополагающим является Anti-Money Laundering Law – закон, определяющий основные правила игры в сфере ПОД/ФТ, как для государственных структур, так и частного сектора. Также вопросы ПОД/ФТ отражены в нормативных актах Государственного банка Вьетнама, в том числе, Постановлении №19/2023/ND-CP и Циркуляре №09/2023/TT-NHNN, которые дополняют основной закон в части вопросов построения системы ПОД/ФТ в организациях, например, определяют критерии и методы оценки рисков, процедуры классификации клиентов по уровням риска, а также устанавливают формы отчетности и сроки подачи информации в FIU.
Субъекты финансового мониторинга
Основными отчитывающимися организациями, которых для удобства назову – субъектами финансового мониторинга, являются традиционно наиболее активные игроки финансового сектора страны:
– банки и финансовые учреждения
– страховые и лизинговые компании
– компании, работающие с недвижимостью, ювелирными изделиями, нотариусы и юристы
– иные организации, в том числе, последнее время делается упор на провайдеров виртуальных активов.
Указанные субъекты финансового мониторинга обязаны:
– проводить надлежащую проверку клиентов, которая предусматривает сбор обязательных документов и данных о клиенте, проверка по различным спискам ограничений
– осуществлять мониторинг транзакций, формировать и направлять отчеты об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, подозрительных операциях в FIU
– осуществлять иные задачи, в том числе, в части разработки и наличия обязательных документов и процессов, регламентирующих вопросы повышения осведомленности среди сотрудников организации, в части оценки рисков, хранения информации и пр.
Для реализации всех этих задач в организации должен быть назначен ответственный работник, в задачи которого входят вопросы реализации требований ПОД/ФТ в организации.
Если говорить о требованиях в отношении таких лиц, то они в целом логичны и стандартны, так, согласно вьетнамскому законодательству, а также сложившейся практики, субъекты финансового мониторинга обязаны назначать ответственных лиц за соблюдение мер по предотвращению отмывания денег. Основные требования к таким специалистам, а также их функционалу включают:
– квалификация и опыт (финансы, право или комплаенс)
– аналитические навыки необходимые для идентификации, оценке и эффективному управлению рисками отмывания денег, связанными с деятельностью организации.
– умение разрабатывать и внедрять внутренние политики по вопросам ПОД/ФТ
– умение проводить регулярные обучающие курсы для сотрудников организации по вопросам ПОД/ФТ
– своевременное предоставление отчётов и информации о транзакциях, а также участие в проверках клиентов и контрагентов.
Субъекты финансового мониторинга предоставляют информацию о транзакциях в FIU посредством защищенной платформы, интегрированной с системой FIU.
Подразделение финансовой разведки
FIU и основным координирующим органом по вопросам ПОД/ФТ в стране является Anti-Money Laundering Department (AMLD), входящий в состав Государственного банка Вьетнама. Основные функции данного FIU не особо отличаются от функций FIU других стран, в частности, можно отметить:
– получение и анализ сообщений о подозрительных транзакциях (STR) и крупных денежных операциях
– анализ и обработка информационного массива данных по отмыванию денег и финансированию терроризма, которые формируются по данным субъектов финансового мониторинга и государственных органов.
– передача информации в правоохранительные органы и международные партнерские FIU, в случаях предусмотренных местным законодательством или межправительственными соглашениями
– контроль соблюдения требований законодательства от ПОД/ФТ Вьетнама.
Стоит отметить, что недавно у FIU был повышен статус, что подчеркивает стремление Вьетнама больше соответствовать международным стандартам и рекомендациям в части обеспечения технической независимости и автономии FIU.
Основные риски и предикатные преступления
Система ПОД/ФТ практически во всех странах строится с оглядкой на Рекомендации FATF и поэтому подходы в работе подразделений комплаенс или ПОД/ФТ не сильно отличаются от аналогов в других странах, вместе с тем, основные отличия кроются в типологии операций, подпадающих под обязательный финансовый мониторинг, которые опираются на методы выявления конкретных предикатных преступлений, связанных с отмыванием денег, и характерных для Вьетнама и в целом региона Юго-Восточной Азии.
Сюда можно отнести:
– коррупция – одна из наиболее значимых проблем, особенно характерных для государственного или квазигосударственного сектора
– незаконный оборот наркотиков – учитывая, что Вьетнам может выступать транзитной страной для наркотрафика в Юго-Восточной Азии
– иные предикатные преступления, в том числе, различные виды мошенничества, контрабанда или торговля людьми.
Как правило, такие преступления генерируют значительные суммы преступных доходов, которые система ПОД/ФТ страны должна выявлять и пресекать в процессе их интеграции в легальную финансовую систему.
Заключение
Развитие комплаенс во Вьетнаме демонстрирует устойчивый прогресс и желание соответствовать международным стандартам в условиях глобальной интеграции. Страна активно реформирует законодательство, совершенствует механизмы финансового мониторинга, усиливает борьбу с коррупцией и развивает институты, ответственные за соблюдение норм ПОД/ФТ.
При этом важно, чтобы вышесказанные преобразования не были формальными, а реально влияли на ситуацию в стране. Сам же комплаенс в различных организациях становится большим конкурентным преимуществом, которое можно повысить интерес к организации со стороны иностранных партнеров, а также значительно минимизировать риск реализации тех или иных нарушений.