Как создать продуктивную среду для комфортного обучения

Как создать продуктивную среду для комфортного обучения

Кен Шелтон, американский педагог с 20-летним стажем, ведущий специалист в области образовательных технологий и дизайна обучения, психолог, выдающийся преподаватель Apple и сертифицированный новатор Google.

Кен регулярно выступает с докладами, презентациями, консультирует и ведет семинары, охватывая широкий спектр тем, таких как образовательные технологии, равенство и инклюзивность, мультимедийная грамотность. В нашем интервью Кен поделился с нами своими методами продуктивного обучения.

Кен, в своих лекциях, интервью вы часто говорите о продуктивной среде обучения. На конференции EDCrunch Glocal, которая проходила недавно в Алматы, вы также выступали в сессии на тему "Как создать продуктивную среду, в которой хочется учиться?". Что такое продуктивная среда обучения? По каким характеристикам определяется продуктивность?

Быть занятым чем-то — не значит быть продуктивным, верно? Очень часто мы ошибочно считаем, что чем больше времени мы затратили, тем эффективнее мы были. Продуктивность следует рассматривать в контексте индивидуальных и/или групповых достижений. В этом случае продуктивная среда обучения — та, в которой всем людям предоставляются необходимые ресурсы и поддержка для получения желаемого результата. Это смещает акцент с самого времени на эффективность его использования.

Вы также говорили, что основная задача учителя, создающего такую продуктивную среду, суметь вовлечь учеников в образовательный процесс. Какие методы вовлечения Вы используете, которые могли бы порекомендовать учителям по всему миру? Может быть, у Вас есть какие-нибудь личные лайфхаки?

В первую очередь, надо задаться вопросом: как вы разрабатываете процесс вовлечения? Всем ли учащимся предоставлены равные возможности? Полностью ли они могут раскрыть себя в учебной среде? Преподавателям я бы посоветовал не загонять себя в рамки каких-то образовательных концепций, а использовать все возможные способы вовлечения и создавать механизмы, позволяющие учащимся их использовать.

Во многих интервью Вы говорите, что культурные парадигмы и предрассудки влияют на то, как мы преподаем и взаимодействуем со студентами, родителями и другими преподавателями. Не могли бы вы объяснить эту идею более подробно?

Все мы имеем взгляды и суждения, которые формируют предубеждения. Они проявляются во время нашей работы с учениками, влияют на способы преподавания и оценки обучения и, самое главное, на культуру среды, в которой работаем. Нужно осознавать, что наши взгляды могут не совпадать с тем, что является нормальным для другого человека. Культура класса, школы, города, страны должна способствовать тому, чтобы ни один человек не чувствовал себя ущемленным. Я часто спрашиваю преподавателей: является ли культура вашей учебной среды культурой открытости и инклюзивности или же она больше похожа на принуждение ради соблюдения общепринятых норм? Открытость и инклюзивность с гораздо большей вероятностью станут мощным катализатором продуктивности, в отличие от конформности и подчинения.

Вы занимаетесь разработкой образовательных технологий. Какие из них уже доказали свою эффективность и могут быть применены в любой точке мира?

Я склонен уделять больше внимания опыту, чем каким-либо конкретным инструментам или технологиям. Если подходить к обучению с точки зрения человеческого опыта, то выбор инструментов и технологий будет более стратегическим. Какой смысл говорить "это лучший инструмент", а потом обнаружить, что он недоступен или не обеспечивает простоту использования для всех учащихся. Поэтому, возвращаясь к вопросу, "эффективным" можно назвать все, что устраняет любые ожидаемые или непредвиденные барьеры для обучения.

Сегодня гаджеты широко используются в учебном процессе. На Ваш взгляд, не вредят ли они учебному процессу?

Я бы не сказал, что все гаджеты вредят образовательному процессу. Многие наоборот предоставляют возможности для доступа к обучению и позволяют ученикам использовать имеющиеся у них навыки, которые без гаджетов они не смогли бы применять. Возьмем, к примеру, платформу, которая переводит речь в текст. Она точно пригодится изучающему иностранный язык, у кого могут быть проблемы с письмом или набором текста, или ученику, который просто не может писать так быстро, как приходят его мысли. Здесь гаджет точно не повредит, а принесет пользу.

Не могли бы Вы дать родителям несколько советов по обучению детей? Какие приемы наиболее эффективны в работе с детьми?

Чем больше родители вовлечены в процесс обучения своих детей как в школе, так и в повседневной жизни, тем больше пользы это приносит. Как родители вы не обязаны знать все, чему учится ребенок, но задавая вопросы и побуждая тем самым его объяснять вам что-то, вы подчеркиваете важность совместного обучения. Поэтому моя рекомендация — задавайте больше вопросов. Просите приводить примеры, показывать конечные результаты, рассуждать на заданную тему. Все это способствует усилению интереса к обучению и расширению возможностей ученика.

Что мы можем сказать о будущем образования? Каковы Ваши прогнозы на ближайшие 5 лет?

Думаю, что в ближайшие годы нас ожидает тенденция развития дистанционного образования. Это даст больше возможностей для учащихся. Многие правительства прилагают сознательные усилия для создания надежной инфраструктуры широкополосного подключения, а также для подключения мобильных устройств. Они станут более доступными по мере снижения стоимости производства и увеличения потребности в них.

Также будет усиливаться стремление к культурно-устойчивой педагогике, обеспечивающей всем учащимся законные возможности для достижения успеха. Надеюсь, что в ближайшие 5 лет будет расти популярность социально-эмоционального обучения, равенства и инклюзивности, поскольку это является основой для создания продуктивной учебной среды, где все находятся в равных благоприятных условиях для достижения высоких результатов.