Инициативы Президента по цифровизации Казахстана

Инициативы Президента по цифровизации Казахстана

Первое, очень важное сообщение от Главы государства — это внедрение так называемого "регулирования с чистого листа".

Хочу разъяснить, что это такое и что это даст всему IT-рынку.

Регулирование с чистого листа — это выстраивание с нуля всей "регуляторики" для бизнеса, причем, это подразумевает, что вместо "бесконечных корректировок сотен и тысяч подзаконных документов и инструкций будут утверждены новые компактные и понятные правила работы".

Первое. Будут упрощены многие административные процедуры, ликвидированы ненужные промежуточные звенья для согласования, многие госуслуги станут проактивными. Государство перестанет запрашивать у населения и бизнеса данные, которые, итак, содержатся в ведомственных базах данных. И самое главное — это откроет новые возможности для IT-рынка, потому что появится возможность для реализации большого количества цифровых сервисов для граждан и бизнеса. Таким образом, мы перейдем к созданию "Электронного правительства для бизнеса".

Это то, что нам 8 лет обещал НПП "Атамекен" и это то, за что бился министр цифровизации и его команда. И пусть многие пока не очень понимают, как это будет выглядеть на практике, но здесь я хочу сказать, что сейчас бизнес должен активно работать с Центром цифровой трансформации и нашим ОФ "Цифровая трансформация", так как регулирование с чистого листа возможно только при активном взаимодействии государства, бизнеса и НПО.

Бизнесу не нужно сидеть и ждать, когда ему кто-то что-то принесет на "блюдечке", надо закатать "рукава" и идти в МЦРИАП. Такие примеры уже есть, теперь надо и отраслевым ассоциациям, и IT-бизнесу совместно активно работать. Если в РЧЛ будут участвовать совместно отраслевые ассоциации и IT-компании, то мы получим много полезных систем и сервисов для граждан и бизнеса.

Второе. В своем послании Президент обозначил запуск масштабных цифровых проектов — это и модернизация налоговых систем, и запуск Цифровой карты семьи и Социального кошелька, и развитие информационных систем, связанных с мониторингом и учетом земельных и иных ресурсов. По сути, в каждой инициативе Главы государства зашита цифровизация и цифровая трансформация.

Особо хочу отметить, цифровую трансформацию социальной сферы. Это давно наболевший вопрос. Социальный кошелек сделает распределение социальных выплат и адресной помощи прозрачным и безопасным.

"Социальный кошелёк" будет работать через банки второго уровня, но будет изолирован от основных счетов. А это значит, что к нему не будет доступа у судебных исполнителей, счёт нельзя арестовать, банки не смогут списать оттуда деньги, а налоговые органы наложить взыскания.

На сегодняшний день назначение социальной помощи осуществляется по заявительному характеру, то есть гражданин должен обратиться в государственный орган (в онлайн или офлайн формате) и предъявить свои банковские реквизиты. При этом следует отметить, граждане с низкой финансовой грамотностью не всегда понимают, что вообще от них требуют принести из банков и почему. Кроме того, оформить в городах документы легко, но целевая группа как раз не городские жители.

Если вы посмотрите на статистику АСП, то больше половины — в районах, областях, не городские. Поскольку выплаты назначают, исходя из прожиточного минимума, а там заработки не высокие. Опять же, люди много жаловались, что какой смысл в этих выплатах, если банк может списать задолженность или госорганы наложить арест на счёт. Так было с выплатами 42 500, когда с этих денег взыскивали просрочки. К этому прикладывают руку и сами банки, поскольку активно рекламируют свои услуги.

Согласно статистике, количество потребительских кредитов резко выросло в последние годы, но казахстанцы не всегда здраво оценивают свои возможности. И как результат — бесконечные долги.

Социальная помощь должна гарантированно дойти до граждан, чтобы человек и его семья не осталась без еды, чтобы могли удовлетворить хотя бы минимальные потребности. Для этого нацелен"социальный кошелек", который открывается по ИИН гражданина, и не будет возможности наложить арест на эти деньги.

Социальный кошелек — это вершина айсберга цифровой трансформации социальной системы, которая потянет за собой большие изменения и создаст спрос на новые дополнительные сервисы.

Третье. Все реформы, связанные с ФНБ "Самрук-Казына", КТЖ и другие квазигосударственные компании — это тоже большой запрос на цифровые решения.

Четвертое. То, что ждал весь IT рынок — это развитие частного предпринимательства и сокращение госкапитализма. Это прямо must have для всей отрасли. В эту инициативу ложится и ликвидация Холдинга "Зерде". Теперь нужно проанализировать и посмотреть на деятельность всех остальных ведомственных квазигос IT-компаний, которые мешают честной конкуренции на рынке. Нужно проанализировать их, лишние ликвидировать, а те, которые реально останутся для выполнения госфункций, надо ограничить в деятельности и запретить им заниматься предпринимательской деятельностью.

Пятое. Кадровые вопросы, которые тоже очень актуальны для IT-отрасли. Здесь хочу обратить внимание на поручение Президента по развитию кадрового потенциала управленцев системы госуправления. Сегодня не хватает офицеров по цифровой трансформации в госорганах, их подготовкой и обучением нужно активно заниматься, и привлекать, опять-таки, IT-компании и НПО. В этом очень заинтересованы все казахстанские айтишники, потому что чем выше будет уровень цифровых знаний госуправленцев, чем больше они будут понимать и разбираться в цифровой трансформации, тем более качественную цифровизацию госуправления и экономики мы получим на выходе.

В заключении, хочу отметить, что многие из этих вопросов мы обсуждали на площадке TECHNOWOMEN и на встрече с IT-предпринимательницами в рамках деятельности Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политики при Президенте РК. Эти вопросы будем и дальше продвигать, и наша площадка TECHNOWOMEN открыта для всех прогрессивных идей и проектов. Будем двигаться дальше.